ещё
свернуть
Все статьи номера
№2, 2023
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Курсы повышения квалификации педагогов: что нового

В декабре вступили в силу новые изменения по организации и проведению курсов повышения квалификации педагогов.

В новом документе есть изменения, касающиеся организаций образования, реализующих образовательные программы повышения квалификации педагогов.

Слушателям, успешно прошедшим итоговое оценивание в соответствии с образовательной программой курсов повышения квалификации, организацией выдается сертификат по теме курсов повышения квалификации с указанием темы и объема часов по форме согласно приложению 3 к Правилам. По новым правилам сертификат будет действовать три года, а не как раньше – в течение пяти лет. Теперь сертификат требует специальной степени защиты и приобретается в соответствии с постановлением Правительства РК от 31.12.2015 г. № 1162.

Новшеством является выдача справки о прохождении педагогом стажировки на базе предприятия (организации). Выдается такая справка слушателям, не прошедшим итоговое оценивание, в произвольной форме.

Добавили изменения и в части стажировки педагога организации технического и профессионального образования на базе предприятий (организаций). Теперь она проводится на основании меморандума о сотрудничестве, заключенного между организацией, осуществляющей повышение квалификации, и предприятием (организацией).

Подробнее смотрите ниже в таблице.

Приведем для сравнения содержание Правил в старом и новом документах.

№2, 2023
ВЗАИМОДЕЙСТВУЕМ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ

Используйте модель «Урок-музей»

Музейная педагогика в Эстонии и опыт культурно-образовательной деятельности музеев обладает уникальными возможностями и методическим новшествами. Музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика – это интегративная область, которая включает в себя научно-исследовательскую и музейную практическую деятельность.

Примером по внедрению модели «Урок-музей» в качестве экспериментальной площадки является взаимодействие образовательной организации школы-гимназии № 39 им. И. В. Панфилова г. Тараза и Жамбылского областного историко-краеведческого музея по музейно-образовательной программе «Музей и школа».

Программа направлена на систематическую и длительную работу с детской аудиторией, востребована педагогами в рамках общего образования, а также в качестве комплекса дополнительных образовательных услуг.

Охват программы составляет не менее 300 учащихся и воспитанников. Предполагается посещение таких музейных уголков как Жамбылский областной историко-краеведческий музей, дом-музей им. академика К. И. Скрябина, дом-музей им. академика К. И. Скрябина, музей Динмухаммеда Кунаева, музей «Зал славы», музей Кайрата Рыскулбекова, исторический центр им. Шерхана Муртазы и др.

Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство.

Наиболее значимым социальным институтом, способствующим культурному развитию и социализации личности, является музей. В силу своей специфики музей как учреждение культуры обладает мощными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития подрастающего поколения.

Понятие «музейная педагогика» возникло в XIX в. и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начала формироваться с 60-х гг. XX в.

Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения.

Основная цель – приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
 

О модели «Урок-музей»

Модель «Урок-музей» очень похожа на классические варианты взаимодействия организации образования и музея тем, что предполагает очное посещение школьниками музея.

Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на территории музея. Особенность его заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея.

В данной модели основную роль играет организация образования. Она выступает заказчиком, определяет тематику, цели, даты, периодичность занятий. Основной образовательный процесс происходит в школе, а вместо одного из уроков учащиеся отправляются в музейные залы.

Музейная педагогика основана на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии.

Под руководством учителя или специально подготовленного музейного педагога они получают новые знания или закрепляют ранее полученные с помощью экспонатов, иллюстрирующих учебный материал, выполняют индивидуальные или групповые задания.

Алгоритм работы

Чтобы внедрить пилотный проект «Музейная педагогика», разработайте следущий план работы:

1. Выберите куратора проекта.

Он выбирает экспериментальную площадку (областной или районный историко-краеведческий музей). Куратору, который будет заниматься проектированием программы внеурочной деятельности, важно выяснить, что конкретно будет составлять содержание и результат того или иного посещения музея.

Это могут быть фактические знания, умение взаимодействовать с музейной культурой, система отношений и (или) суждений, сформированные на основе музейного материала; опыт посетителя музея.

2. Выберите экспериментальную площадку (учебное заведение) и организуйте встречу с администрацией выбранного музея для детального обсуждения и утверждения проекта.

Существует достаточное количество вариантов взаимодействия музеев и организаций образования. Это поможет учесть различные направления планирования как урочной, так и внеурочной деятельности:

  • экскурсии;
  • интерактивные занятия в экспозиции музея;
  • лекционные занятия;
  • изучение методической литературы для учащихся и педагогов;
  • творческие конкурсы и конференции с участием обучающихся разных возрастов и т. д.

Региональные органы управления образованием и культурой принимают необходимые организационно-управленческие решения, в том числе касающиеся вопросов оплаты посещения музеев в учебных целях, экскурсионного обслуживания, обеспечения безопасности детей.

3. Организуйте встречу с сотрудниками музея и учителями для составления плана и проведения занятий.

Согласование учебных планов и образовательных программ школ с тематикой музейных экскурсий – сложный процесс, требующий великолепного знания музейной экспозиции и особенностей организации образовательного процесса.

4. Тематику уроков и содержание определите в соответствии со школьной программой.

Согласуйте с учителями темы занятий в музее по истории Казахстана, казахской литературе, казахскому языку, русскому языку, биологии, изобразительному искусству, технологии в соответствии со школьной программой.

Занятия должны проходить на территории музея с использованием его экспонатов, технических и образовательных ресурсов.

Во время занятия важен диалог учащихся и сотрудника музея, ведь одной из задач программы является стремление научить юных посетителей не только любоваться красотой старинных произведений искусства, но и видеть в них источник знаний и интересной информации по истории Казахстана.

Диалог с учащимися включает не только традиционные вопросы и ответы, но и различные интеллектуальные задания, игровые моменты, обмен мнениями и художественными впечатлениями.

5. Утвердите график посещения музеев в учебных целях.

О преимуществах уроков в музее

Урок ведут не преподаватели, а специалисты музея.

Особенность уроков в музее заключается в том, что урок ведут не учителя, а сотрудники музея – профессионалы своего дела. Они рассказывают об исторических событиях с использованием экспонатов музея, технических и образовательных ресурсов.

Работа строится на основе диалога между обучающимися.

Урок в музее обеспечивает междисциплинарный подход.

Урок в музее подразумевает объединение знаний из разных школьных предметов в цельную картину научного знания, потому что предполагает исследовательские и творческие задания, выходящие за рамки этой программы. Это обеспечивает междисциплинарный подход.

Среда в музее побуждает к самостоятельным поискам информации.

Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы школьников, но и способствует их всестороннему развитию, а наличие незнакомых предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.

На этапе закрепления полученных знаний с помощью экспонатов, иллюстрирующих учебный материал, дети выполняют индивидуальные или групповые задания.

Дети получают первый эмоциональный опыт созерцания и переживания художественно-эстетических объектов на основе развития чувственной моторики и креативного мышления. Это способствует формированию навыков визуальной культуры и межличностной коммуникации.

Идет непрерывное развитие навыков предметного видения, превращение абстрактных знаний в конкретные.

Большое значение имеет феномен узнавания – подкрепление имевших знаний о событиях и явлениях впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления. Это способствует развитию навыков предметного видения, превращению абстрактных знаний в конкретные. Урок в музее помогает активизировать в равной степени всех учеников, так как создает возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.

Последовательное проведение цикла занятий в музее воспитывает музейную культуру, ребята осознают необходимость приходить в музей самостоятельно, по своей инициативе, с семьей, с друзьями.

Музейная среда делает процесс обучения и воспитания активным.

Музейная работа представляет большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности. Правильный выбор методик в образовательном пространстве музея благодаря сочетанию культурной информации и приятных эмоций способствует обогащению продуктивной памяти ребенка, наполняя смыслом и ценностями процесс обучения в пространстве музея.
 


№2, 2023
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Soft skills для педагогов. Учимся полезным навыкам

Педагог ежедневно контактирует с детьми и взрослыми. Он работает в стрессовых обстоятельствах. Такая работа может нанести травму, и человек столкнется с профессиональным выгоранием. Это конфликт между особенностями личности и требованиями профессиональной среды.

Выгорание – устойчивый и необратимый феномен, потому что накопился негатив, усталость и, как следствие – возникновение низкой профессиональной самооценки. Такая работа может «подмять нас под себя». Однако этому, конечно же, можно противостоять и сохранить при этом эмоциональное здоровье. Для этого педагогу необходимо развить свои личностные навыки.

Профессиональная деятельность обеспечивается двумя группами навыков:

  • hard skills (букв.: жесткие навыки) – узкопрофессиональные, формируемые в процессе обучения и повседневной профессиональной деятельности, специфические для конкретной профессии;
  • soft skills (букв.: гибкие навыки) – сквозные, надпрофессиональные, достигаются не образованием, а личностным развитием, нужны во множестве областей труда и в межличностном общении.

Soft skills называют средствами масштабирования успеха.

Благодаря этим навыкам человек продвигается профессионально, психологически и  нравственно. Синоним развитых soft skills – развитая личность.

Soft skills – это всем нам известные качества:
Гибкость.
Коммуникабельность.
Эмоциональный интеллект.
Креативность.
Умение вести переговоры.
Умение работать в команде.
Инновационность.
Клиентоориентированность.

К гибким навыкам или soft skills относят и критическое мышление, способность мыслить независимо и творчески, умение устанавливать и поддерживать межличностные контакты, эффективно конфликтовать, принимать решения, доносить и аргументировать свою мысль, распределять время, проявлять социальную гибкость. Очевидно, что каждый из этих навыков выливается в способность или неспособность решения повседневных профессиональных задач. Некоторые примеры – в таблице.

Таблица 1. Примеры, как гибкие навыки влияют на работу учителя

Как развить soft skills

Soft skills – это то, что всегда можно «взять с собой». Гибкие навыки пригодятся в работе, будут полезны в деловых и личных отношениях, способствуют личностному благополучию в периоды нормативных кризисов взрослости: кризис юности, среднего возраста, выхода на пенсию.

Главный принцип развития soft skills – работа над собой. Гибкие навыки можно и нужно развивать самостоятельно. Начните с самоанализа. Успешные и счастливые профессионалы неодинаковы; больше похожи между собой неуспешные. Поэтому прежде чем что-то в себе развивать, надо понять, что такое профессиональный успех, продвижение и развитие именно для вас.

Чтобы провести самоанализ, ответьте на четыре вопроса из таблицы. Это простой способ увидеть, какие навыки вы ощущаете недостающими и желаемыми. Проведите это упражнение письменно. Начертите четыре окошка по образцу и ответьте сами себе на вопросы.

Таблица 2. Самоанализ сильных и слабых сторон

Например, если у вас хроническая усталость, то это результат нехватки умения уважать свое время и силы и отдыхать.

В таблице есть привлекательные для вас навыки, которые лежат у вас в зоне ближайшего развития. Вы уже видите и осознаете их роль и результаты, но еще недостаточно ими владеете.

Когда вы понимаете, какими навыками заняться, вы можете предпринимать шаги по их тренировке. Некоторые гибкие навыки особенно востребованы в педагогической деятельности. Попробуйте простые приемы их развития в свободное время, например, в выходные или во время отпуска.

Прием 1-й.
Используйте технику «Пять почему».

Особенно она пригодится при конфликтах, когда общение сопровождается негативными эмоциями, например, во взаимодействии с некоторыми родителями, с проблемными учениками, с эмоционально неблагополучными коллегами.

Вспомните любого сложного для вас собеседника. Это могут быть конфликтная мама ученика, кто-то из ваших коллег, родственник и т. д.

Задайте себе вопрос: «Почему мне сложно с этим человеком?» – и дайте на него ответ, желательно письменно.

Теперь к этому ответу задайте вопрос «почему?» и тоже запишите ответ. Задайте вопрос «почему» и к этому ответу. Проделывайте это так, чтобы у вас появились ответы на пять вопросов «почему?».

Эту технику разработали специалисты компании «Тойота». Она позволяет добраться до истинных причин сложностей и дает подсказки, чего вы бы хотели от себя или сложного собеседника. Ее можно применять и для других ситуаций и жизненных затруднений.
 

Прием 2-й.
Попробуйте прием отзеркаливания эмоций.

Потренируйтесь признавать эмоции собеседника. Это не значит соглашаться. Это значит показать, что вы понимаете, что другой человек чувствует, и отзеркалить его чувство: безоценочно озвучить эту эмоцию собеседника.

В любом разговоре постарайтесь понять, что чувствует другой человек, и скажите это: «Ты рад этому», «Ты расстроилась», «Представляю, как это раздражает».

Удержитесь на ближайшие реплики от оценок, советов, утешений, подбадриваний или предостережений. Просто отзеркальте эмоцию. Вы увидите, насколько хорош этот метод для того, чтобы ваши собеседники видели в вас понимающего и здравомыслящего человека.

Подробнее об этом и подобных приемах можно почитать в книгах А. Фабер и Э. Мазлиш.
 

Прием 3-й.
Делайте самоанализ поведения.

Вспомните, каким ребенком вы были в детстве и расскажите себе это вслух. Вспомните, что от вас требовалось дома в случае конфликта. Например, утешать или что-то делать другое. Может быть, доказывать, что вы не виноваты, исправлять сделанное и т. д. Вспомните несколько примеров. Озвучьте, что вы чувствуете сейчас по этому поводу и, если сможете, – что чувствовали тогда.

А теперь подумайте, нет ли в чем-то сходства между вашим детским и взрослым поведением в конфликте. Возможно, в самых эмоционально сложных для вас конфликтах вы проигрываете ту же модель поведения, что была в детстве.

Если это так, представьте три других варианта поведения:

  • совершенно противоположный;
  • идеальный с вашей точки зрения;
  • идеальный для оппонента.

Обдумайте, а лучше проговорите вслух, что можно взять из каждого варианта.
 

Прием 4-й.
Совершенствуйте навыки подачи информации.

Коммуникационные навыки пригодятся в ведении уроков, выступлениях на педсоветах и родительских собраниях, а также в личном общении.

Выберите комфортные для вас упражнения, чтобы за два месяца усилить компетенции.

Еще сохраните эти техники, чтобы в новом учебном году проводить мини-тренинги с учащимися. Навыки подачи информации помогут им чувствовать себя увереннее у доски и во время устных экзаменов, научат емко выражать собственные мысли.

Главное всегда можно сказать в трех предложениях!

Выберите любую интересную для вас житейскую или научную тему и скажите всё основное, что думаете по ней, в трех предложениях. Попробуйте так с темами разных типов: политические новости, ваше отношение к роли женщины в семье, главные проблемы и достоинства вашей школы, какие качества вам нравятся в людях противоположного пола, ваше отношение к здоровью, ваши вкусовые предпочтения в еде, музыке, живописи и досуге. Это упражнение тренирует умение ясно и четко подавать мысли.
 

Прием 5-й.
Умейте приводить яркие примеры.

Возьмите любой предмет, который вы увидели рядом: цветок, книгу, часы, телефон и т. п. В течение минуты придумайте, как можно было бы использовать его на вашем уроке для иллюстрации какого-либо явления, для типового или творческого задания, для отработки речевых или логических навыков и т. д. Чаще проделывайте такое упражнение, это способствует умению находить яркие примеры и иллюстрировать материал урока.
 

Прием 6-й.
Практикуйте актерский прием для выразительной речи.

Произнесите одну и ту же фразу с пятью, шестью, десятью разными интонациями. Попробуйте на простой часто произносимой фразе, например, «иди сюда», «всё нормально». Этот актерский прием развития выразительности, интонационного богатства речи очень нужен для умения управлять поведением учеников и ходом общения.
 

Навыки управления временем

Используйте упражнения ниже, чтобы потренировать навыки тайм-менеджмента. Они научат управляться с рабочей и бытовой нагрузкой, находить время на досуг и отдых, избавляться от похитителей времени и выйти из состояния постоянного цейтнота.

Чувство времени. Угадайте время не глядя на часы.

Проделывайте это упражнение 3–5 раз в день. Это увеличивает точность внутренних часов, помогает чувствовать время и адекватнее оценивать его затраты.

Позитивный настрой.

Когда возникает ситуация, что что-то надо сделать, но очень не хочется, скажите себе: «Я сделаю это с удовольствием» – и сразу возьмитесь за это дело. Откладывание дела только сильнее снижает мотивацию и увеличивает сопротивление. Поэтому надо начать, а не откладывать. Попробуйте этот прием сначала на небольших делах. Когда он станет привычным для вас, вы приобретете больше продуктивности и свободного времени.

«Слона» необходимо поделить на бифштексы.

«Слоны» – это глобальные дела, проекты. «Слона» необходимо поделить на бифштексы, тогда глобальное дело будет легче «съесть». Если дело совсем глобальное и непосильное, разбейте его до мельчайших легко выполнимых задач, вплоть до подшивки или отправки писем. Планируйте на каждый день не меньше пяти таких мельчайших дел, и «слон» сдастся.