Циклограмма замдиректора школы на апрель и рекомендации по контролю
Основные мероприятия, которые необходимо провести замдиректора школы в апреле
Циклограмма работы на апрель
Рекомендации к циклограмме
НА ПЕРВОЙ НЕДЕЛЕ
Два основных вопроса повестки методического совета
- Контроль об участии учащихся в олимпиадах, конкурсах и т. д.
- Контроль за посещением курсов повышения квалификации учителями-предметниками.
Задачи методсовета
- Необходимо собрать и систематизировать информацию по участию учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, соревнованиях месяца (таблица 1).
- Необходимо начать работу над проектом программы выявления и развития творческих способностей учащихся и создание условий для их самореализации, для рассмотрения и утверждения на заседании методического совета, которое пройдет в конце месяца (программа дана в таблице 2).
После доработки данная программа будет принята за основу на следующий учебный год и утверждена. на основе программы будет составлен план мероприятий, который войдет в общешкольный план работы на текущий учебный год.
Информация очень важна и фиксируется каждое полугодие, так как запрашивается при прохождении аттестации школы. Такая работа проводится совместно с руководителями МО и фиксируется в протоколе заседания методического совета.
Контроль за посещением курсов повышения квалификации учителями-предметниками
Организация контроля за посещением курсов повышения квалификации учителями-предметниками должна быть системной и удобной как для администрации, так и для самих педагогов.
Сверьтесь с планом-графиком прохождения курсов каждым учителем.
Оформляйте приказы о направлении на курсы.
Педагоги должны предоставлять подтверждающие документы по завершении курсов, например, сертификаты и удостоверения.
Введите в практику отчетность педагогов. После курсов учитель может писать мини-отчет о полученных знаниях и их применении в практике. Например, презентация коллегам: организуйте мини-семинары, где учителя делятся опытом с коллегами.
Регулярно уточняйте у педагогов, какие курсы им действительно полезны.
По возможности предлагайте альтернативные форматы обучения.
Связывайте повышение курсов квалификации с прохождением аттестации: отсутствие курсов может ограничивать карьерный рост педагога.
Информация о прохождении курсов фиксируйте, согласно приложению 8 приказа министра просвещения РК от 24.11.2022 г. № 473 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности организаций, предоставляющих начальное, основное среднее, общее среднее, техническое и профессиональное, послесреднее, духовное образование, образовательно-оздоровительные услуги несовершеннолетним, и перечня документов, подтверждающих соответствие им».
НА ВТОРОЙ НЕДЕЛЕ
Организуйте посещение уроков в классах, где проводилось исследование урока в формате Lesson study.
Цель: фиксирование изменений в преподавании. Это необходимо для того, чтобы провести мониторинг промежуточных результатов работы мобильных творческих групп по исследованию урока и проведения ссобеседования с руководителями творческих групп. Результатом этой работы будет выработка основных рекомендаций по проблемам, с которыми встречаются педагоги на практике. Итогом этой работы будет план проведения семинаров и коучингов по темам исследований.
НА ТРЕТЬЕЙ НЕДЕЛЕ
Проверьте и утвердите экзаменационный материал у директора школы на соответствие спецификации и требованиям к оформлению экзаменационного материала промежуточной аттестации по казахскому языку.
Руководствуйтесь выпиской из приказа министра образования и науки РК от 18.03.2008 г. № 125.
«Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования».
Экзамен по казахскому языку проводится с целью оценивания освоения обучающимися содержания программ по предмету «Казахский язык» в школах с казахским языком обучения и по предмету «Казахский язык и литература» в школах с неказахским языком обучения при завершении академического года на уровне основного среднего (5–8 классы), общего среднего (10 класс) образования в письменной и устной форме в соответствии с ГОСО (аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо).
Время проведения экзамена определяется педагогическим советом организации образования, задания составляются педагогами с соблюдением принципов академической честности и утверждается администрацией организации образования.
Итоговая оценка по предметам «Казахский язык», «Казахский язык и литература» выставляется на основании результатов экзамена (по пятибалльной шкале) и годовой оценки (по пятибалльной шкале) в процентном соотношении 30 на 70. Округление итоговой оценки проводится к ближайшему целому (п. 35).
НА ЧЕТВЕРТОЙ НЕДЕЛЕ
Организуйте работу по совершенствованию теоретических знаний педагогов по организации диагностики знаний, умений и навыков учащихся, а также по цифровизации учебного процесса.
Чтобы подготовить коучинг на тему «Цифровизация учебного процесса», следует организовать посещение уроков молодых и малоопытных учителей с целью мониторинга использования цифровых технологий на уроках.
Далее даем рекомендации к теоретическому занятию для молодых и неопытных учителей «Диагностика ЗУН учащихся».
Рекомендации к теоретическому занятию для молодых и неопытных учителей «Диагностика ЗУН учащихся»
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определенных успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. в методической литературе принято считать, что оценка является так называемой «обратной связью» между преподавателем и студентом, тем этапом учебного процесса, когда педагог получает информацию об эффективности обучения дисциплине. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений обучающихся:
- диагностирование и корректирование знаний и умений обучающихся;
- учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
- определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Методы диагностики обучения
Каждая из рассмотренных форм диагностики обучения раскрывает лишь его организационную сторону. в то же время ее реализация в конкретных условиях образовательного учреждения может осуществляться по-разному. Это зависит от реализуемого в ее рамках метода диагностики.
В образовательной системе в их число в настоящее время включены
- устная проверка, осуществляемая путем индивидуального или фронтального опроса обучаемых (это наиболее гибкий метод диагностики, который применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с обучаемыми, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы);
- письменная проверка проводится с помощью специальных контрольных работ, сочинений, диктантов и др. (в целях сокращения времени на проверку письменных работ в последние годы применяются специальные пособия на печатной основе, в которых учащимся словами, буквами, знаками или цифрами предлагается заполнить имеющиеся там пропуски, и программированные пособия (гугл-формы, карточки и пр.));
- практическая проверка направлена на диагностику умений обучающихся владеть лабораторным оборудованием, а также применять имеющиеся знания для доказательства тех или иных теоретических положений прикладного характера (часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения специальных опытов);
- программированная проверка – диагностика знаний и отдельных навыков обучаемых с использованием электронных ресурсов и образовательных платформ (может применяться на всех этапах обучения и в последние годы признается наиболее объективным методом учебной диагностики);
- тестовая проверка предусматривает оценку знаний обучаемых на основе анализа количества правильно решенных учебных стандартизированных заданий (ее главное преимущество заключается в легкости однозначной оценки ответов всех учащихся, так как количество правильных ответов можно соотнести с определенным баллом, что повышает его объективность);
- самопроверка предполагает формирование умения самостоятельно оценивать уровень своих знаний, навыков и умений, находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов.
Диагностика обучения предполагает не только оценивание как процесс, но и оценку знаний, навыков и умений учащихся, как ее результат.
Рекомендации к заседанию методических объединений
На заседаниях предметных методических объединений необходимо организовать изучение спецификаций экзаменационного материала государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах по родному языку, математике, истории Казахстана, предметам по выбору.
О проведении коучинга
При подготовке к коучингу по цифровизации учебного процесса необходимо изучить уровень подключения и использования цифровых образовательных платформ, рекомендуемых МП РК, а также собрать сведения о наличии в школьной библиотеке и у педагогов учебной и научной литературы на цифровых носителях, которые могут быть или уже используются в учебном процессе и зафиксировать в таблице.

Пять вариантов разработки заданий с помощью искусственного интеллекта: от промпта к реализации
Искусственный интеллект в образовании: тренд или необходимость?
Современные тенденции цифровизации образования предъявляют к педагогической практике новые требования, в том числе связанные с интеграцией технологий искусственного интеллекта.
Международные исследования доказывают, что развитие генеративного искусственного интеллекта является одним из главных трендов в мировой экономике и, следовательно, в образовании. Исследование крупнейшей международной аудиторской компании PwC показывает, что глобальный ВВП может быть выше на 14 % к 2030 году благодаря искусственному интеллекту – это эквивалентно дополнительным $15,7 трлн – что делает искусственный интеллект самой крупной коммерческой возможностью в современной экономике. Согласно данным отчета крупнейшей в мире консалтинговой компании McKinsey генеративный искусственный интеллект сможет привнести дополнительный экономический эффект в размере 35–70 % через внедрение новых кейсов и повышение производительности.
ЮНЕСКО в 2024 году опубликовало «Руководство по использованию генеративного искусственного интеллекта в образовании и научных исследованиях», что свидетельствует о том, что мировое сообщество придает большое внимание рассматриваемому вопросу.
Казахстан также ведет масштабную работу в данном направлении. в настоящее время ведется работа над проектом Закона РК «Об искусственном интеллекте». Также Правительством Республики Казахстан 24 июля 2024 года принята Концепция развития искусственного интеллекта на 2024–2029 годы, что свидетельствует о высокой актуальности данного аспекта и о внимании, уделяемом государством развитию искусственного интеллекта.
Согласно этим данным, педагогам Республики Казахстан необходимо незамедлительно внедрять новые технологии в учебный процесс и учить следующее поколение казахстанцев компетенции обращения с искусственным интеллектом.
Принцип «ИИ – это инструмент, а не замена мышлению»
Концептуальной основой предлагаемого подхода становится принцип «ИИ – это инструмент, а не замена мышлению учащегося»: чтобы избежать ситуации, когда нейросеть берет на себя интеллектуальную работу школьника, педагог целенаправленно формулирует задания, требующие активного участия обучающихся.
Наибольший дидактический эффект от использования генеративных нейросетей достигается при ориентировании на задачи, предполагающие развитие мыслительных навыков, включающих умение анализировать, сопоставлять противоречивые факты, исправлять ошибки и формулировать новые идеи.
Ключевым моментом выступает постановка четкого текстового «запроса» (prompt, промт) к нейросети, в котором педагогу необходимо заранее указать параметры, соответствующие целям урока: попросить нейросеть сгенерировать изображение исторической сцены с намеренными анахронизмами или составить краткий текст с включением заведомых ошибок и некорректных фактов. При этом учащиеся в дальнейшем должны выявить все несоответствия, уточнить источники и проанализировать, почему именно возникла ошибка и как бы ее можно было избежать при более четкой формулировке запроса.
Критически важный методический компонент – организация обсуждения в классе результатов, предложенных генеративной моделью. Если речь идет о тексте, то анализ строится вокруг степени достоверности фактических сведений, языковой структуры и полноты аргументации. в случае с графическими или видеоизображениями внимание фокусируется на стилистических или исторических деталях, позволяющих идентифицировать эпоху, соотнести ее со знакомыми историческими источниками и сформировать у учащихся понимание того, как контекст влияет на интерпретацию визуальных материалов.
Не менее важным условием является поэтапность введения нейросетевых инструментов, исходя из возраста и уровня подготовки обучающихся. в начальных классах можно ограничиться иллюстративным использованием изображений и их описанием, в средней школе – предлагать задания на поиск противоречий и создание простых текстовых нарративов, в старших классах – переходить к более сложным формам работы, включающим исследовательскую деятельность и проектирование.
Кроме того, особую ценность представляет метакогнитивный аспект, предполагающий, что учащиеся не только находят ошибки или анализируют визуальные подсказки, но и размышляют над процессом собственного мышления и над тем, почему генеративная модель способна давать неверные ответы.
Таким образом, предлагаемая методика использования нейросетей ориентируется не на повышение эффективности простого запоминания, а на интенсификацию мыслительных процессов, формирующих устойчивые навыки критической оценки любых цифровых продуктов. Педагог, выступая здесь в роли модератора, контролирует сложность заданий, их соответствие учебной программе и следит за тем, чтобы работа с ИИ органично сочеталась с классическими формами учебной деятельности. При этом важно регулярно проверять результаты, полученные нейросетями, сопоставляя их с информацией из надежных источников, включая научные труды, энциклопедии и проверенные базы данных, что усиливает у обучающихся понимание необходимости критического чтения и анализа любой полученной информации.
От промпта к реализации: как правильно составлять запросы?
Для эффективной работы с ИИ педагогу необходимо научиться правильно составлять промпты, то есть текстовые запрос пользователя к нейросети. Он может включать разные элементы:
- инструкцию — это условие или задача, которую модель должна выполнить;
- конте кст — дополнительная информация от пользователя, она поможет модели меньше галлюцинировать (делать ошибки);
- входные данные — вопрос, на который человек ищет ответ;
- индикатор вывода — формат, в котором модель должна выдать результат.
Примером обобщенной формулы корректного промпт могут быть следующие примеры:
Подход актуален для любого ИИ (текст, фото, видео, музыка).
Это самый простой вариант формулировки промпта. для более детальной работы можно воспользоваться следующими лайфхаками.
После того как вы сформулировали свой промпт, добавьте к нему следующее пояснение «Прежде чем дать ответ, спроси меня обо всей недостающей информации, которую я не предоставил(а), но это поможет тебе лучше понять мои потребности и конкретные результаты, которые я хочу получить. Таким образом к промпту «Представь задание «Особенности социальной стратификации традиционного казахского общества» для обучающихся 9 класса с учетом 3 уровней сложности» ИИ даст вам подобного рода утонение, благодаря которому вы сможете еще более точно сформулировать свой запрос.
После того как вы полностью подготовили материал или разработали задание, которое вас устраивает, загрузите его в ИИ и попросите покритиковать и обнаружить слабые места. Например, вы хотите ученикам предложить такое задание:
«Согласны ли вы с мнением французского историка Л. Февра, который так высказывался о причинах первой мировой войны:
“Немало давнишних войн было, если докопаться до сути вещей, войнами за соль, перец или селедку...
Несомненно, что именно проблемами полезных ископаемых, горючего, сырья, рынков сбыта и промышленных кредитов определялись действия людей и стран, вступивших в войну в 1914 г…”
Сформулируйте главные причины войны. Раскройте их более подробно».
Перед тем как предлагать их ученикам попросите ИИ указать вам на недостатки предлагаемого задания, и вы увидите подобный ответ, который поможет вам доработать задание или ваш материал.
Пять вариантов заданий с искусственным интеллектом
Рассмотрим примеры заданий, адаптированных для различных возрастных групп учеников. Примеры приводятся из опыта работы учителя истории, однако она по аналогии могут быть адаптированы для других школьных предметов гуманитарного цикла.
В процессе работы следует учитывать несколько важных организационных моментов. Сначала полезно познакомить учащихся с принципом функционирования нейросетей, чтобы они понимали, что машина формирует вероятностный ответ, а не извлекает абсолютную истину. После выполнения заданий нужно обязательно проводить критический разбор результатов и спрашивать, почему нейросеть могла допустить ту или иную ошибку и какова природа неточностей. Так дети усваивают, что любые данные из Интернета или от ИИ требуют осмысленной проверки.
1
вариант
Задания, нацеленные на пробуждение интереса к предмету и формирование начальных навыков анализа информации, полученной от искусственного интеллекта.
Например, представить ряд изображений (рисунок 1) и попросить учеников определить реальные они или нет. Объяснить свою позицию.
На первом изображении шесть пальцев, на втором «дорисованная» картина «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера.
Также учитель может заранее сгенерировать несколько иллюстраций, например, «древнеримский город» или «древние египтяне строят пирамиды», а затем предложить детям описать то, что они видят, выделяя необычные детали и пытаясь определить, что является результатом воображения нейросети.
Пример подобного задания представлен на
2
вариант
Создание изображений исторических персонажей, конкретных исторических личностей, выполненных в нетипичном стиле, чтобы дети учились отгадывать их не по точному визуальному совпадению, а по косвенным признакам и обсуждали, какие детали можно добавить, чтобы персонаж стал более узнаваемым.
Примером подобного задания является командное задание, апробированное на уроках истории в Первом городском общеобразовательном IT-лицее (рисунок 5).
Данное задание было одним из этапов интеллектуальной игры. Команда из 6–8 учащихся получала распечатанный лист с изображениями известных исторических личностей, созданными нейросетью. Поскольку нейросети были не известны эти исторические персонажи, то портреты генерировались, опираясь на словесное описание существенных признаков и характеристик. Внешнего сходства, как следствие, не было. Прилагался набор из 20 портретов, список 20 имен, а также инструкция: «Нейросеть изобразила исторических деятелей так, как себе их представляет. Ваша задача – узнать, кто есть кто. в вашем распоряжении изображения и список предполагаемых имен. Вы можете пользоваться смартфонами, интернетом, любыми цифровыми ресурсами, находить и сравнивать реальные изображения этих людей. Задача – установить соответствие имен и портретов за кратчайшее время».
Попытки поиска по картинке оказались безуспешными. Оказалось, что внешним сходством большинство творений искусственного интеллекта не обладали. Очень скоро команды выработали стратегию действий: определяли для каждого изображения характерные, существенные характеристики личности, деятельности, их общественного и исторического значения, сопоставляли с существенными характеристиками личностей, указанных в списке. Развлекательное внешне задание оказалось направлено на тренировку мыслительных навыков анализа и оценивания.
Это задание можно продолжить, предложив учащимся самостоятельно составить промпт для генерации подобных портретов, которые учащиеся другой команды должны будут определить. Очень быстро они поймут необходимость отделять важные, сущностные характеристики от внешних, малосущественных. Очень важно задавать наводящие вопросы: насколько существенны признаки, выбранные нами?
Еще одним практическим примером является задание определить, какое понятие изобразила нейросеть на картинке (рисунок 6). Прекрасный тренинг понятийного, абстрактного мышления.
3
вариант
Использование «рассказа с ошибками», когда учитель просит нейросеть написать короткий текст, намеренно добавляя несколько нелепых неточностей. Дети читают этот материал, замечают несостыковки, исправляют их и таким образом развивают навыки осмысленного чтения и внимания к деталям.
Например, на рисунке 7 – рассказ по истории, в который нейросеть по заданию учителя намеренно внесла ошибки. Учащимся нужно их определить и исправить. Такие задания в средней школе вызывают интерес и служат формированию навыков применения исторических знаний и анализа информации.
Для учащихся девятого класса, которым около 15 лет, важна более глубокая работа с фактами и их проверка, а также развитие критического взгляда на работу нейросетей. Один из вариантов – это определение исторической эпохи по сгенерированной картинке, на которой могут присутствовать нехарактерные для заданного времени предметы, вроде мобильных телефонов или современных зданий. Школьники замечают эти несоответствия и обсуждают, какие признаки действительно относятся к определенному периоду.
Полезно также давать тексты, сгенерированные нейросетью по историческим темам, где умышленно допущены фактологические ошибки или искажены даты и имена. Учащиеся должны найти эти несоответствия, опираясь на учебники и проверенные источники, и исправить их, формируя культуру фактчекинга.
Например, на одном из каналов Telegram были предложены экзаменационные задания итоговой аттестации 11 класса (рисунок 8). Мы с учениками проанализировали эти ответы, выделив такие характерные особенности, как поверхностность, отсутствие значительной части фактической информации, касающейся событий, личностей, географических объектов (поскольку речь идет об истории), что делает данные ответы весьма слабыми и не соответствующими требованиям, предъявляемым к выпускнику школы.
Таким образом, полезно развивать навыки фактчекинга и научной критичности, предлагая школьникам обращаться к нескольким источникам, включая бумажные учебники, авторитетные сетевые ресурсы и энциклопедии.
4
вариант
Создание исторической концептуальной карты, когда подбираются ключевые понятия, а нейросеть предлагает связи между ними. Подростки анализируют эти связи, корректируют и дополняют их, формируя более целостную картину и замечая, где нейросеть «ошиблась» или выдала неактуальные идеи.
В одиннадцатом классе, когда школьники достигают 17-летнего возраста, задания могут быть еще более сложными и направленными на развитие навыков высокого порядка, умение синтезировать информацию и работать над собственными проектами. для этого можно предложить создание исторического видеоролика с использованием нейросети (сервисов генерации видео). Старшеклассники выбирают событие или личность, составляют сценарий и подбирают достоверные источники для подтверждения фактов, после чего генерируют ролик и коллективно анализируют, насколько он отражает реальность, выявляют неточности и корректируют результат.
Эффективно проводятся дебаты о достоинствах и недостатках применения ИИ в научных исследованиях, где класс делится на стороны «за» и «против», формирует аргументы и оценивает, насколько убедительны тезисы, полученные через нейросети.
5
вариант
«Исторический эссе-эксперимент», когда ученики берут важную тему, например «Роль личности в истории», пишут часть эссе самостоятельно и просят нейросеть внести спорные гипотезы или даже заведомо неверные факты, чтобы затем проверить и исправить их. Итоговый текст становится своеобразным синтезом идей, предложенных как человеком, так и искусственным интеллектом, с осознанием того, почему необходимо тщательно проверять любую информацию.
Помимо предлагаемых вариантов работы с ИИ, также необходимо обсудить с учениками вопросы этики и авторских прав, касающиеся сгенерированного контента, и сформировать ответственное отношение к «цифровой репутации». Такой подход позволяет комбинировать классические педагогические методы с современными цифровыми инструментами и одновременно учит детей думать, анализировать и осознавать, как работает искусственный интеллект, не доверяя ему всецело, но эффективно используя его возможности в образовательном процессе.
Далее разъясним, как поэтапно вводить работу с ИИ в образовательный процесс, о важности обсуждения и анализа результатов в работе с искусственным интеллектом, а также об этике, авторском праве и цифровой безопасности при использовании ИИ.
Практические рекомендации для педагогов
Необходимо начинать освоение технологий генеративных нейросетей с простейших заданий и постепенно увеличивать сложность, ориентируясь на возрастные и психологические особенности учащихся. Важно организовать тщательный анализ всех сгенерированных материалов, отмечая и обсуждая как очевидные неточности, так и те аспекты, которые могут служить поводом для научной дискуссии.
Следует обязательно комментировать алгоритм работы нейросети, акцентируя внимание на том, что результат зависит от полноты и точности исходных данных, а также от корректности формулировки вопроса.
Рекомендуется дополнять практические упражнения проектной работой, позволяющей учащимся более глубоко погрузиться в предметные области, формируя собственные гипотезы и проверяя их с помощью нейросетевых инструментов.
Педагогу желательно развивать у обучающихся привычку к фактчекингу, используя как традиционные учебники, так и электронные ресурсы от авторитетных организаций или научных издательств, чтобы противопоставлять их результатам генерации ИИ и вырабатывать объективную оценку достоверности.
Таким образом, внедрение генеративных нейросетей в учебный процесс способно обогатить образовательную среду и повысить мотивацию учащихся. При этом ключевым остается позиционирование ИИ как средства для развития мышления, а не заменителя интеллектуальной деятельности ученика. Разнообразные задания – от поиска ошибок и сопоставления исторических деталей до создания концептуальных карт и видеороликов – дают возможность глубже понять учебный материал, научиться анализировать информацию и критически относиться к цифровым ресурсам.

Утренний прием без слез. Дидактическое пособие, которое облегчит адаптацию детей к детскому саду
Дидактическая юбка – это не новая форма работы с детьми в адаптационный период. Идею этого пособия подхватили многие педагоги и уже внедрили в работу. Но не все воспитатели полностью реализуют педагогический потенциал дидактической юбки, не уделяют должного внимания наполнению ее игровым материалом. в результате интерес детей к пособию быстро пропадает. Мы проанализировали наиболее частые недочеты в работе с дидактической юбкой и на основе собственного опыта сформулировали важные правила. Они помогут вашим педагогам в ходе утреннего приема направить внимание малышей на игру, облегчить их расставание с близкими и сформировать позитивное восприятие детского сада.
Какими материалами наполнить дидактическую юбку
Дидактическая юбка представляет собой четыре лоскута однотонной ткани, которые педагог сшивает по типу юбки-солнца. на них он прикрепляет дидактический материал. Содержание юбки должно быть разнообразным. Например, мягкие и твердые игрушки, пластмассовые кубики, картинки, погремушки и бубенчики, разноцветные молнии и ленты.
Юбка делится на четыре тематических сектора – по цветам. Воспитатель наполняет их с учетом интересов детей и педагогических задач. Например, в первом мы располагаем фрагменты из сказок: печатаем и ламинируем изображения сказочных персонажей. Воспитанники могут самостоятельно снять их с липучек и рассмотреть.
Во втором секторе размещаем геометрические фигуры разных цветов и размеров. в третьем – материалы для развития мелкой моторики. Например, молнии, ленты разной длины, шнуровку. Последний сектор мы заполняем по тематическим неделям.
Чтобы сохранить у детей интерес и ощущение новой игрушки, необходимо регулярно обновлять дидактический материал на юбке. в нашем детском саду каждый понедельник начинается новая тема. в этот день воспитатель меняет наполнение второго или четвертого сектора, чтобы отразить тему недели. Также ежедневно обновляет отдельные элементы по своему усмотрению.
Яркая расцветка юбки привлекает внимание детей. Они сразу замечают игрушки, которые находятся на уровне их глаз, могут дотянуться до них. Это одно из главных правил. Чтобы ваши педагоги учли это и другие правила, когда будут изготавливать дидактическую юбку, ознакомьте их с инструкцией.
Адаптация детей – одна из задач, оторую педагоги решают в рамках ГОСО
В период, когда дети начинают ходить в ДО, педагог должен создавать условия для их благоприятной адаптации и поддерживать эмоционально положительное состояние воспитанников. Эти задачи он реализует в рамках социально-коммуникативного развития. для благоприятной адаптации к ДО педагог должен обеспечивать эмоциональный комфорт детей в группе; побуждать их к действиям с предметами и игрушками, поддерживать потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительных отзывах и похвале со стороны взрослых. Также в этот период важно использовать разнообразные телесные контакты – прикосновения, жесты, мимику
Как использовать дидактическую юбку в работе с детьми

Воспитатель надевает юбку в начале рабочего дня – перед тем как встретить первого ребенка. в передний карман он кладет игрушку-сюрприз. Она должна быть небольшой и иметь простую форму, чтобы ребенок смог ее угадать. Например, кубик, грибочек или мячик. Каждый день педагог меняет игрушку на новую.
Воспитатель встречает ребенка и родителей в приемной. Он заинтересовывает воспитанника юбкой, предлагает определить, что за предмет прячется в кармане. Любопытство заставляет ребенка рассматривать игрушки, двигаться от одной к другой. Между педагогом и дошкольником устанавливается зрительный и вербальный контакт, формируются теплые и доверительные отношения. в игре воспитатель отвлекает и успокаивает ребенка, отводит его в группу.
Как только педагог встретил всех детей, он садится с ними на ковер и расправляет клинья юбки. Дети могут рассмотреть все игрушки, потрогать, снять некоторые из них. Совместная игра позволяет установить контакт с педагогом и другими детьми. Так воспитанники легче адаптируются в коллективе, учатся взаимодействовать со взрослым и сверстниками.
Перед завтраком, когда воспитанники отвлеклись и успокоились после расставания с мамой, педагог снимает юбку. Он может использовать ее в другое время в течение дня: когда дети вспоминают родителей – плачут или капризничают. в среднем адаптация детей длится до двух месяцев. После этого педагог может использовать дидактическую юбку на занятиях. Например, по темам «Учим цвета» или «Русские народные сказки».
Как привлечь родителей к изготовлению дидактической юбки
Чтобы привлечь родителей к изготовлению дидактической юбки, воспитатель рассказывает им о ее задачах и необходимости для работы с детьми в адаптационный период. Затем он раздает им буклет о том, как изготовить дидактическую юбку, и предлагает вместе придумать, чем ее наполнить. Например, родители могут рассказать педагогу, какие игрушки чаще всего привлекают внимание их ребенка.
Чтобы включить родителей в работу с дидактической юбкой, воспитатель предлагает им поиграть вместе с детьми. Например, помочь ребенку определить игрушку-сюрприз, назвать геометрические фигуры, рассмотреть и угадать персонажей сказок. Такая совместная игра поможет отвлечь тех детей, которые тяжело переносят разлуку с родителями и подолгу прощаются с ними утром.
Если родители выразят желание, воспитатель может предложить им самостоятельно дополнить наполнение дидактической юбки. Например, подобрать и принести готовый дидактический материал по темам недели, погремушки, небольшие игрушки.
