Применение STEАM-технологии на уроках биологии для повышения учебной мотивации учащихся
Какие бы ни совершались реформы в образовании, урок был и остается главной формой обучения. И как и сотни лет назад встречаются участники образовательного процесса – учитель и ученик. Каким будет его урок – решать каждому учителю лично. в этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна казахстанского образования. Именно поэтому современному уроку сегодня уделяется большое внимание. Каждый учитель, готовясь к уроку, стремится его разработать таким образом, чтобы он вызывал интерес учащихся к предмету, мотивировал их на познавательную активность.
Для этого на уроках биологии мы реализуем разные современные технологии обучения: STEАM-технологии, проектные технологии, технологии уровневой дифференциации, технологии творческого мышления, технологии направленного самообразования обучающихся.
Инновациями последних лет в реализации образовательных технологий на уроках биологии стало использование STEАM-технологии, которая имеет целью развитие личности через формирование компетентностей, мировоззренческих позиций и жизненных ценностей.
Как известно, STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) – это современный формат обучения, который показывает, как научные знания могут быть применены к решению реальных задач. в отличие от традиционного преподавания STEAM-обучение выходит за рамки отдельных предметов: оно предполагает междисциплинарный подход, использование технологий и творчества, а также развитие проектных и исследовательских компетенций учащихся.
STEАM-обучение подразумевает смешанную среду обучения и показывает, как научный метод может быть применен к повседневной жизни. STEAM – это одно из направлений реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе и вне. STEАM – это нечто большее, чем уроки. Благодаря STEАM-мероприятиям учащиеся могут увидеть, как то, чему они сейчас учатся, встраивается в их собственное будущее и будущее всего мира. STEАM-обучение направлено на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
STEАM-обучение – объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на инновационное мышление, на обеспечение потребности в хорошо подготовленных инженерных кадрах. Это взаимосвязь и тесное взаимодействие тех областей знаний, которые позволяют учащемуся понять непростой и крайне интересный окружающий мир во всем его многообразии.
Технология всё больше и больше проникает во все аспекты нашей жизни. Инженерия используется в проектировании конструкции дорог и мостов, в вопросах глобальных климатических изменений и улучшении окружающей среды, и во многом другом. Математика же касается каждой профессии, каждого занятия, совершаемого нами в повседневной жизни.
Чем отличается от традиционного обучения наукам STEAM-обучение
Оно подразумевает смешанную среду обучения и показывает, как научный метод может быть применен к повседневной жизни. STEAM – одно из направлений реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе и вне.
Почему STEAM важен для биологии?
Биология тесно связана с технологиями. Новейшие биотехнологические и инженерные решения лежат в основе современной медицины, экологии, сельского хозяйства.
Интеграция математики и инженерии в биологию позволяет учащимся лучше понимать процессы, которые они изучают: моделирование динамики роста популяций или анализ лабораторных данных.
Применение творчества (Art) в биологии помогает ребятам визуализировать сложные структуры (молекулы, клетки, органы) и находить оригинальные решения для исследовательских проектов.
Приведу несколько конкретных примеров, заданий и образовательных ресурсов, которые помогут вам внедрять STEAM-элементы на уроках биологии.
Примеры проектов и заданий
Образовательные ресурсы и сайты
Labster
Платформа виртуальных лабораторий. Позволяет проводить эксперименты по биологии, химии и другим наукам в виртуальной среде. Подходит для отработки лабораторных навыков, недоступных в классической школьной лаборатории.
Khan Academy (khanacademy.org )
Бесплатные видеолекции и интерактивные задания по разным предметам, в том числе по биологии. Помогает ввести теоретическую базу, а также отработать математические и научные навыки.
Coursera
Онлайн-курсы от ведущих университетов мира. Можно найти вводные курсы по биоинформатике, биотехнологиям, экологии, инженерному делу для углубленного изучения.
YouTube-каналы:
Science Channel, Veritasium, Crash Course Biology – видеоролики с наглядными экспериментами, уроками и обсуждением научных открытий.
Arduino Projects Hub ( create.arduino.cc/projecthub )
Подборка проектов для начинающих, в том числе экологического или биологического характера. Учащиеся могут научиться собирать простые датчики температуры, влажности, освещенности и т. п.
Национальная электронная библиотека (нэб.рф)
Российский ресурс, где можно найти учебные пособия, научно-популярную литературу, статьи и другие источники для биологических проектов.
STEAM-образование открывает перед нами огромные возможности. Благодаря комплексному подходу можно сделать изучение биологии более увлекательным, наглядным и практико-ориентированным. Дети не только узнают научные факты, но и учатся применять их на практике, разрабатывать собственные проекты, находить решения реальных проблем и представлять результаты в креативной форме. Именно так мы сможем подготовить наших учащихся к жизни в современном информационном обществе, где ценятся умение исследовать, придумывать, создавать и внедрять инновационные идеи.

Консультируем воспитателей, как подготовить аналитический отчет за учебный год
Ежегодно по окончании учебного года педагог анализирует проделанную работу и предоставляет результаты в виде отчета. Схема анализа может быть произвольной. Но она обязательно должна отражать все аспекты и особенности работы педагога.
Для чего нужен этот отчет
Педагогический аналитический отчет – один из важнейших элементов отчетной документации дошкольной организации. Он предусматривает анализ внутренней информации и необходим для того, чтобы
- подвести итоги проделанной работы за год в каждой возрастной группе;
- грамотно составить план дальнейшей деятельности воспитателя;
- приложить к аттестационному портфолио;
- установить преемственность работы в минувшем и новом учебном году;
- составить очередной годовой план ДО.
Самое главное в отчете – анализ. Основная его часть – разбор и оценка фактических данных, а сами данные могут быть вынесены в приложения в виде таблиц. Это сделает отчет компактным и содержательным.
Анализ работы – это не просто констатация фактов о проделанной работе, но и анализ: что и как было сделано? что удалось и что не получилось? Анализ деятельности педагогов нужен для того, чтобы понимать фактическое состояние воспитательно-образовательного процесса, эффективность деятельности и обоснованность применения способов и средств воздействия на достижения целей, а также для объективной оценки полученных результатов.
Как составлять аналитический отчет
Технология написания отчета предусматривает пять этапов:
- Этап 1-й – собрать данные о состоянии воспитательно-образовательного процесса: наблюдения, беседы, тестирование, анкетирование и т. д.
- Этап 2-й – изучить и проанализировать полученные данные.
- Этап 3-й – определить, какие факторы и условия оказывают положительное влияние на конечный результат.
- Этап 4-й – выявить проблемы.
- Этап 5-й – найти способы устранения выявленных недостатков.
Для наглядности посоветуйте педагогам использовать табличную форму данных или представить информацию в виде диаграмм и графиков.
Важно
Обратите внимание воспитателей на то, что язык отчета обязательно должен быть деловым, а изложение – кратким и ясным.
Чтобы грамотно составить отчет, воспитателю нужны будут следующие документы:
- перспективный и календарный планы работы с детьми за прошедший год;
- план и анализ проведенных мероприятий;
- результаты мониторинга освоения детьми основной образовательной программы ДО;
- план и результаты взаимодействия с родителями: отзывы, анкетирование и т. д.
Алгоритм составления отчета
- Пункт 1-й. Общая характеристика группы
Воспитатель указывает данные о количестве и возрасте детей на начало и конец года. Обязательно уточняет, сколько среди них девочек и мальчиков, описывает особенности развития и взаимоотношений воспитанников в группе. Дает информацию о том, как проходит адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной организации.
- Пункт 2-й. Цели и задачи
Здесь педагог указывает те цели и задачи, которые ставил на этот учебный год.
- Пункт 3-й. Анализ образовательной среды в группе
В этом пункте воспитатель описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников. Для этого он берет заполненные таблицы, которые впоследствии станут приложениями к отчету, с фактическим материалом: данными по РППС, проведенным мероприятиям, использованию педагогических технологий и другим составляющим образовательной среды. Его задача – осмыслить данные, которые он собрал в течение года, выделить сильные и слабые показатели, записать, какие внутренние и внешние возможности можно использовать, чтобы образовательная среда в группе была оптимальной. Далее необходимо рассмотреть только самые сильные стороны и результаты образовательной деятельности и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа:
Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности |
---|
- Пункт 4-й. Результаты выполнения образовательной программы
Представляет ожидаемые результаты обучения. Дошкольники должны освоить объем знаний, умений, навыков согласно своей возрастной группе по каждой образовательной области и по каждой организованной учебной деятельности. Этот объем определен в типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения.
- Пункт 5-й. Анализ показателей мониторинга развития умений и навыков
Воспитатель обобщает результаты педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям у дошкольников самые высокие показатели, а по каким – самые низкие. Далее рассматривает возможности для коррекции низких показателей и поддержки точек роста. На основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с его возрастом представляет результаты диагностики в виде графиков, диаграмм.
- Пункт 6-й. Краткая характеристика мероприятий, которые провели с детьми
Представляет данные о результатах участия детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях и т. п. Сюда же воспитатель может поместить отзывы родителей.
- Пункт 7-й. Личные достижения
Воспитатель анализирует, какая работа была проделана по повышению квалификации и распространению педагогического опыта: прошел ли он курсы повышения квалификации, участвовал ли в семинарах, круглых столах, методических объединениях, профессиональных конкурсах, имеются ли у него печатные работы, ведет ли страницу на сайте или собственный профессиональный сайт и т. д.
- Пункт 8-й. Отчет по самообразованию
Педагог указывает, над какой методической темой и в течение какого срока он работал, описывает цели, задачи, фиксирует, какие источники профессиональной информации он задействовал, оценивает их полезность: изучил…, взял за основу для разработки… Предоставляет отчетность, где обобщен опыт: выступление на педсовете, методическом объединении воспитателей, педагогических чтениях, участие в конкурсах по теме, мастер-класс, показ открытого занятия, которое связано с темой самообразования, и т. д. По результатам можно представить диаграмму. Освещает кружковую деятельность: название, рабочая программа, направление, цели, процент посещаемости кружка детьми, результаты в виде графиков и диаграмм. Какие технологии, в том числе информационно-коммуникационные, педагог использует в рамках темы по самообразованию, приводит примеры использования. Достаточно двух-трех наиболее эффективных технологий.
- Пункт 9-й. Результаты работы с родителями
В этот раздел педагог включает
- образовательные проекты с участием семьи;
- совместные мероприятия, где родители были активными участниками, организаторами, ведущими;
- день открытых дверей;
- круглый стол;
- экскурсии с привлечением родителей;
- совместную стенгазету и другие активные формы взаимодействия с семьями;
- совместные выставки в группе (название выставки, цель, фото поделок, рисунков);
- результаты (грамоты, дипломы);
- родительские собрания-встречи (тема, цель);
- общее родительское собрание (сообщает свой статус участника: делали доклад или сообщение, готовили выступление с детьми своей возрастной группы, компьютерную презентацию, были слушателями). Подкрепляет фотоматериалами с мероприятия.
- Пункт 10-й. Общий вывод о проделанной работе
Указывает, насколько успешно были решены определенные задачи перспективного плана. Определяет цели и задачи на следующий учебный год, дальнейшее направление работы по реализации намеченных стратегий.
Важно
Если воспитатель не знает, как преодолеть возникшие проблемы и не видит возможностей развития точек роста, указанная в отчете проблема побуждает обратиться к опыту коллег и глубже вникнуть в суть.
В качестве проблемных сторон воспитатель отмечает те цели, которых не удалось достичь. Воспитатели не должны бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях и качество их организации. Умение видеть проблемы в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует о его высоком профессиональном уровне.
Подобный подход к написанию годового аналитического отчета позволяет связать анализ и планирование в единую систему. Качественный анализ позволяет педагогу правильно планировать свою работу, создает дополнительный стимул для профессионального развития.
Напомните воспитателям, что объем отчета не определяет его качество. У начинающего и опытного преподавателей количество представленного материала в отчете может значительно различаться. Отчет должен показывать, видит ли педагог основные проблемы в своей работе и какие планирует меры по их преодолению. Для методиста такие отчеты помогают выстраивать эффективную программу методической поддержки педагогов.
за правильный ответ
Чтобы грамотно составить отчет, воспитателю нужны будут следующие документы:
- перспективный и календарный планы работы с детьми за прошедший год;
- план и анализ проведенных мероприятий;
- результаты мониторинга освоения детьми основной образовательной программы ДО;
- план и результаты взаимодействия с родителями: отзывы, анкетирование и т. д.

Проводим акцию Bookсrossing в школе: два простых шага
В последнее время наблюдается падение интереса к книге, печатному слову. Книга, говорят, «выходит из моды». Рыночные формы массовой культуры вытесняют книгу. Свое досуговое время люди чаще всего тратят не на чтение.
В средствах массовой информации, в Интернете, на профессиональных встречах всё чаще поднимается проблема снижения интереса к книгам и чтению, уменьшение числа читателей среди школьников.

В наши дни интернет-технологии внедрены уже во все сферы жизни человека. Литература – не исключение. Одним из действующих методов, влияющих на популяризацию книг, стало их освобождение.
Заинтересовать потенциального читателя, в нашем случае – не потерять школьного книголюба – такую задачу ставит, пожалуй, каждый учитель-предметник.
Среди учащихся старших классов мы провели акцию Bookсrossing.
К сведению
Буккро́ссинг (англ. bookcrossing) – «книговорот». Хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу.
Как организовать
Шаг 1-й. На сайте школы разместите объявление о том, что приглашаете ребят поучаст- вовать в увлекательной акции книгообмена между учениками.
Шаг 2-й. Объясните, что процесс буккроссинга состоит из простейшего действия, основанного на принципе «прочитал – отдай книгу другому». Книгу, которой можно поделиться с другими, приносят в библиотеку, чтобы отсюда она начала увлекательное странствие, находя новых читателей.
В чем особенность
Книговорот действует по принципу общественного движения и близок к флешмобу. Человек, прочитав книгу, оставляет ее в общественном месте: сквере, торговом центре, магазине, кафе, поезде, библиотеке, станции метро. Другой, случайный человек, находит эту книгу, читает и в свою очередь после прочтения повторяет это же действие. Мы же предложили нашим школьникам принести книгу и оставить ее в указанном месте.

Идея буккроссинга принадлежит американскому специалисту по интернет-технологиям Рону Хорнбекеру. В 2001 г. он оставил 20 книг с пояснительными надписями в холле своего отеля. Сегодня по миру «гуляют» миллионы книг. «Библиотека путешествующих книг» пополняется на 300 книг ежедневно.
В тему:
Восемь критериев, как определить уровень информационной грамотности школьников
Приобщение детей к книге и формирование читательской грамотности
Как применить идею на уроках
На уроках русской литературы предложите ребятам создать буктрейлер с целью пропаганды чтения. Это задание напоминает создание трейлера к кинофильмам.
Буктрейлер – это короткое видео или миниатюра для предварительного просмотра, которая отражает суть текста или видеоролика на сайте какой-либо книги.
В последнее время буктрейлер стал формой продвижения абсолютно любой книги, начиная от новинок и заканчивая образцами русской, казахской и зарубежной классики.
Этот уникальный жанр объединил словесное творчество, визуальное искусство и интернет-технологии.
Проще говоря, буктрейлер – это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной или полюбившейся книги. Школьник может приоткрыть с помощью него самые яркие фрагменты, познакомиться с героями произведения, почувствовать переданное настроение и неповторимый авторский стиль.
Это задание способно увлечь любого ученика и раскрыть его творческие способности.
В ролике желательно показать информацию о книге и подать ее интересно и красочно, так, чтобы сразу захотелось взять в руки книгу и прочитать.
Главная задача буктрейлера – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения. При создании буктрейлера можно использовать видео, иллюстрации, фотографии, обложки книг и т. п.
Предлагаем познакомиться с буктрейлерами, сделанными студентами выпускного класса.
Буктрейлер по книге Уинстона Грума «Форрест Гамп»
«Форрест Гамп» – роман американского писателя Уинстона Грума, изданный в 1986 г. в США. Но нам больше известен комедийный фильм, который Роберт Земекис снял по этой книге, получив за свою работу премию «Оскар». Главный герой книги переживает различные ситуации своей жизни, которые тем или иным способом вписаны в американские реалии. Форрест Гамп — один из самых известных киногероев США. Его образ полюбился многим и стал культовым.
«Сага о ведьмаке» Анждея Сапковского
Главным героем является Геральт из Ривии, ведьмак – истребитель чудовищ, угрожающих людям. Еще в детстве его отдали ведьмакам, которые забрали Геральта в старую крепость, где подвергли мутации, повысившей скорость его реакций, выносливость, сопротивляемость ядам и болезням. Основная работа Геральта – уничтожать опасных чудовищ и монстров. Этим ведьмак занимался много лет, пока в его жизни не появилось нечто действительно важное: маленькая девочка по имени Цирилла. Но в результате интриг королей и магов ведьмак оказывается втянутым в эпицентр противостояния Северных королевств и могущественной южной империи Нильфгаард. Геральт пытается спасти от тех и других юную Цири, княжну уничтоженного королевства.
Роман Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»
Это удивительный и масштабный роман, который покорил миллионы людей. Семейная сага о непростой жизни семьи Клири, живущей в Австралии. Этот роман о любви к родным, детям, Родине. Любовный роман, поднятый на уровень настоящей литературы. Трогательная история взаимоотношений влюбленных, волнующая читателя своей искренностью, чистотой и глубиной.
Книга Терри Вулфа «Кодзима – гений»
История разработчика, перевернувшего индустрию видеоигр. Всё, что делает Хидео Кодзима, будь то новая игра или пост в Инстаграме, вызывает у публики неподдельный интерес и бурные дискуссии. В этой книге затронуты истоки творчества Кодзимы, его культовые игры, ставшие классикой, включая серию Metal Gear, Snatcher и Policenauts. Эти тайтлы заставили титанов игровой индустрии заговорить о талантливом разработчике и признать, что этот гениальный парень знает толк в геймдеве.
«Шедевральные комиксы» Роберта Сикоряка – гениальная книга, которая объединила классические литературные произведения с героями популярных комиксов. Мефистофель в теле кота Гарфилда, Малыш Немо из Сонной страны на страницах «Портрета Дориана Грея», главные герои «В ожидании Годо» – Бивис и Баттхед, а вместо баек из склепа хранитель расскажет читателям про «Грозовой перевал» Бронте.
Роман Дэниела Киза «Цветы для Элджернона»
Это история об умственно отсталом мужчине по имени Чарли Гордон и его приятеле мышке Элджерноне. Человек и зверек стали объектами эксперимента по искусственному увеличению интеллекта. Чудо произошло: еще недавно умственно отсталый Чарли стал умным.
Передавая книгу в другие руки, вы даете ей вторую жизнь. Кому-то станет радостно, кто-то познакомится с другими интересными людьми. Доступ к книгам обеспечен абсолютно всем. Каждый может стать буккроссером, если принесет любимую или прочитанную книгу и оставит ее на полках шкафов, в коридоре или холле.
Акция Bookсrossing прошла, но до сих пор книжные полки школьной библиотеки пополняются самыми различными художественными произведениями: сказками и произведениями о Великой Отечественной войне, русской и зарубежной классикой, произведениями писателей-фантастов и поэзией разных народов.
Чтобы ознакомить школьников с правилами буккроссинга, раздайте им памятки.
Памятка для участников буккроссинга
Если ты взял книгу с полки школьных буккроссеров, не забудь
• обязательно зафиксировать книгу у путеводителя буккросинга;
• бережно относиться к книге;
• не задерживать у себя книгу на долгое время (наверняка многие хотят ее прочесть);
• оставить краткий отзыв о прочитанной книге во вкладыше.
за правильный ответ
Буктрейлер – это короткое видео или миниатюра для предварительного просмотра, которая отражает суть текста или видеоролика на сайте какой-либо книги
