ещё
свернуть
Все статьи номера
№4, 2025
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Утренний прием без слез. Дидактическое пособие, которое облегчит адаптацию детей к детскому саду

Дидактическая юбка – это не новая форма работы с детьми в адаптационный период. Идею этого пособия подхватили многие педагоги и уже внедрили в работу. Но не все воспитатели полностью реализуют педагогический потенциал дидактической юбки, не уделяют должного внимания наполнению ее игровым материалом. в результате интерес детей к пособию быстро пропадает. Мы проанализировали наиболее частые недочеты в работе с дидактической юбкой и на основе собственного опыта сформулировали важные правила. Они помогут вашим педагогам в ходе утреннего приема направить внимание малышей на игру, облегчить их расставание с близкими и сформировать позитивное восприятие детского сада.
 

Какими материалами наполнить дидактическую юбку

Дидактическая юбка представляет собой четыре лоскута однотонной ткани, которые педагог сшивает по типу юбки-солнца. на них он прикрепляет дидактический материал. Содержание юбки должно быть разнообразным. Например, мягкие и твердые игрушки, пластмассовые кубики, картинки, погремушки и бубенчики, разноцветные молнии и ленты.

Юбка делится на четыре тематических сектора – по цветам. Воспитатель наполняет их с учетом интересов детей и педагогических задач. Например, в первом мы располагаем фрагменты из сказок: печатаем и ламинируем изображения сказочных персонажей. Воспитанники могут самостоятельно снять их с липучек и рассмотреть.

Во втором секторе размещаем геометрические фигуры разных цветов и размеров. в третьем – материалы для развития мелкой моторики. Например, молнии, ленты разной длины, шнуровку. Последний сектор мы заполняем по тематическим неделям.

Чтобы сохранить у детей интерес и ощущение новой игрушки, необходимо регулярно обновлять дидактический материал на юбке. в нашем детском саду каждый понедельник начинается новая тема. в этот день воспитатель меняет наполнение второго или четвертого сектора, чтобы отразить тему недели. Также ежедневно обновляет отдельные элементы по своему усмотрению.

Яркая расцветка юбки привлекает внимание детей. Они сразу замечают игрушки, которые находятся на уровне их глаз, могут дотянуться до них. Это одно из главных правил. Чтобы ваши педагоги учли это и другие правила, когда будут изготавливать дидактическую юбку, ознакомьте их с инструкцией.

Адаптация детей – одна из задач, оторую педагоги решают в рамках ГОСО

В период, когда дети начинают ходить в ДО, педагог должен создавать условия для их благоприятной адаптации и поддерживать эмоционально положительное состояние воспитанников. Эти задачи он реализует в рамках социально-коммуникативного развития. для благоприятной адаптации к ДО педагог должен обеспечивать эмоциональный комфорт детей в группе; побуждать их к действиям с предметами и игрушками, поддерживать потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительных отзывах и похвале со стороны взрослых. Также в этот период важно использовать разнообразные телесные контакты – прикосновения, жесты, мимику
 

Как использовать дидактическую юбку в работе с детьми

Воспитатель надевает юбку в начале рабочего дня – перед тем как встретить первого ребенка. в передний карман он кладет игрушку-сюрприз. Она должна быть небольшой и иметь простую форму, чтобы ребенок смог ее угадать. Например, кубик, грибочек или мячик. Каждый день педагог меняет игрушку на новую.

Воспитатель встречает ребенка и родителей в приемной. Он заинтересовывает воспитанника юбкой, предлагает определить, что за предмет прячется в кармане. Любопытство заставляет ребенка рассматривать игрушки, двигаться от одной к другой. Между педагогом и дошкольником устанавливается зрительный и вербальный контакт, формируются теплые и доверительные отношения. в игре воспитатель отвлекает и успокаивает ребенка, отводит его в группу.

Как только педагог встретил всех детей, он садится с ними на ковер и расправляет клинья юбки. Дети могут рассмотреть все игрушки, потрогать, снять некоторые из них. Совместная игра позволяет установить контакт с педагогом и другими детьми. Так воспитанники легче адаптируются в коллективе, учатся взаимодействовать со взрослым и сверстниками.

Перед завтраком, когда воспитанники отвлеклись и успокоились после расставания с мамой, педагог снимает юбку. Он может использовать ее в другое время в течение дня: когда дети вспоминают родителей – плачут или капризничают. в среднем адаптация детей длится до двух месяцев. После этого педагог может использовать дидактическую юбку на занятиях. Например, по темам «Учим цвета» или «Русские народные сказки».

Как привлечь родителей к изготовлению дидактической юбки

Чтобы привлечь родителей к изготовлению дидактической юбки, воспитатель рассказывает им о ее задачах и необходимости для работы с детьми в адаптационный период. Затем он раздает им буклет о том, как изготовить дидактическую юбку, и предлагает вместе придумать, чем ее наполнить. Например, родители могут рассказать педагогу, какие игрушки чаще всего привлекают внимание их ребенка.

Чтобы включить родителей в работу с дидактической юбкой, воспитатель предлагает им поиграть вместе с детьми. Например, помочь ребенку определить игрушку-сюрприз, назвать геометрические фигуры, рассмотреть и угадать персонажей сказок. Такая совместная игра поможет отвлечь тех детей, которые тяжело переносят разлуку с родителями и подолгу прощаются с ними утром.

Если родители выразят желание, воспитатель может предложить им самостоятельно дополнить наполнение дидактической юбки. Например, подобрать и принести готовый дидактический материал по темам недели, погремушки, небольшие игрушки.

№4, 2025
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Применение STEАM-технологии на уроках биологии для повышения учебной мотивации учащихся

Какие бы ни совершались реформы в образовании, урок был и остается главной формой обучения. И как и сотни лет назад встречаются участники образовательного процесса – учитель и ученик. Каким будет его урок – решать каждому учителю лично. в этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна казахстанского образования. Именно поэтому современному уроку сегодня уделяется большое внимание. Каждый учитель, готовясь к уроку, стремится его разработать таким образом, чтобы он вызывал интерес учащихся к предмету, мотивировал их на познавательную активность.

Для этого на уроках биологии мы реализуем разные современные технологии обучения: STEАM-технологии, проектные технологии, технологии уровневой дифференциации, технологии творческого мышления, технологии направленного самообразования обучающихся.

Инновациями последних лет в реализации образовательных технологий на уроках биологии стало использование STEАM-технологии, которая имеет целью развитие личности через формирование компетентностей, мировоззренческих позиций и жизненных ценностей.

Как известно, STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) – это современный формат обучения, который показывает, как научные знания могут быть применены к решению реальных задач. в отличие от традиционного преподавания STEAM-обучение выходит за рамки отдельных предметов: оно предполагает междисциплинарный подход, использование технологий и творчества, а также развитие проектных и исследовательских компетенций учащихся.

STEАM-обучение подразумевает смешанную среду обучения и показывает, как научный метод может быть применен к повседневной жизни. STEAM – это одно из направлений реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе и вне. STEАM – это нечто большее, чем уроки. Благодаря STEАM-мероприятиям учащиеся могут увидеть, как то, чему они сейчас учатся, встраивается в их собственное будущее и будущее всего мира. STEАM-обучение направлено на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

STEАM-обучение – объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на инновационное мышление, на обеспечение потребности в хорошо подготовленных инженерных кадрах. Это взаимосвязь и тесное взаимодействие тех областей знаний, которые позволяют учащемуся понять непростой и крайне интересный окружающий мир во всем его многообразии.

Технология всё больше и больше проникает во все аспекты нашей жизни. Инженерия используется в проектировании конструкции дорог и мостов, в вопросах глобальных климатических изменений и улучшении окружающей среды, и во многом другом. Математика же касается каждой профессии, каждого занятия, совершаемого нами в повседневной жизни.
 

Чем отличается от традиционного обучения наукам STEAM-обучение

Оно подразумевает смешанную среду обучения и показывает, как научный метод может быть применен к повседневной жизни. STEAM – одно из направлений реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе и вне.

Почему STEAM важен для биологии?

Биология тесно связана с технологиями. Новейшие биотехнологические и инженерные решения лежат в основе современной медицины, экологии, сельского хозяйства.

Интеграция математики и инженерии в биологию позволяет учащимся лучше понимать процессы, которые они изучают: моделирование динамики роста популяций или анализ лабораторных данных.

Применение творчества (Art) в биологии помогает ребятам визуализировать сложные структуры (молекулы, клетки, органы) и находить оригинальные решения для исследовательских проектов.

Приведу несколько конкретных примеров, заданий и образовательных ресурсов, которые помогут вам внедрять STEAM-элементы на уроках биологии.
 

Примеры проектов и заданий

Образовательные ресурсы и сайты

Labster

Платформа виртуальных лабораторий. Позволяет проводить эксперименты по биологии, химии и другим наукам в виртуальной среде. Подходит для отработки лабораторных навыков, недоступных в классической школьной лаборатории.

Khan Academy (khanacademy.org )

Бесплатные видеолекции и интерактивные задания по разным предметам, в том числе по биологии. Помогает ввести теоретическую базу, а также отработать математические и научные навыки.

Coursera

Онлайн-курсы от ведущих университетов мира. Можно найти вводные курсы по биоинформатике, биотехнологиям, экологии, инженерному делу для углубленного изучения.

YouTube-каналы:

Science Channel, Veritasium, Crash Course Biology – видеоролики с наглядными экспериментами, уроками и обсуждением научных открытий.

Arduino Projects Hub ( create.arduino.cc/projecthub )

Подборка проектов для начинающих, в том числе экологического или биологического характера. Учащиеся могут научиться собирать простые датчики температуры, влажности, освещенности и т. п.

Национальная электронная библиотека (нэб.рф)

Российский ресурс, где можно найти учебные пособия, научно-популярную литературу, статьи и другие источники для биологических проектов.

STEAM-образование открывает перед нами огромные возможности. Благодаря комплексному подходу можно сделать изучение биологии более увлекательным, наглядным и практико-ориентированным. Дети не только узнают научные факты, но и учатся применять их на практике, разрабатывать собственные проекты, находить решения реальных проблем и представлять результаты в креативной форме. Именно так мы сможем подготовить наших учащихся к жизни в современном информационном обществе, где ценятся умение исследовать, придумывать, создавать и внедрять инновационные идеи.

№4, 2025
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Консультируем воспитателей, как подготовить аналитический отчет за учебный год

Ежегодно по окончании учебного года педагог анализирует проделанную работу и предоставляет результаты в виде отчета. Схема анализа может быть произвольной. Но она обязательно должна отражать все аспекты и особенности работы педагога.

Для чего нужен этот отчет

Педагогический аналитический отчет – один из важнейших элементов отчетной документации дошкольной организации. Он предусматривает анализ внутренней информации и необходим для того, чтобы

  • подвести итоги проделанной работы за год в каждой возрастной группе;
  • грамотно составить план дальнейшей деятельности воспитателя;
  • приложить к аттестационному портфолио;
  • установить преемственность работы в минувшем и новом учебном году;
  • составить очередной годовой план ДО.

Самое главное в отчете – анализ. Основная его часть – разбор и оценка фактических данных, а сами данные могут быть вынесены в приложения в виде таблиц. Это сделает отчет компактным и содержательным.

Анализ работы – это не просто констатация фактов о проделанной работе, но и анализ: что и как было сделано? что удалось и что не получилось? Анализ деятельности педагогов нужен для того, чтобы понимать фактическое состояние воспитательно-образовательного процесса, эффективность деятельности и обоснованность применения способов и средств воздействия на достижения целей, а также для объективной оценки полученных результатов.

Как составлять аналитический отчет

Технология написания отчета предусматривает пять этапов:

  • Этап 1-й – собрать данные о состоянии воспитательно-образовательного процесса: наблюдения, беседы, тестирование, анкетирование и т. д.
  • Этап 2-й – изучить и проанализировать полученные данные.
  • Этап 3-й – определить, какие факторы и условия оказывают положительное влияние на конечный результат.
  • Этап 4-й – выявить проблемы.
  • Этап 5-й – найти способы устранения выявленных недостатков.

Для наглядности посоветуйте педагогам использовать табличную форму данных или представить информацию в виде диаграмм и графиков.

 Важно

Обратите внимание воспитателей на то, что язык отчета обязательно должен быть деловым, а изложение – кратким и ясным.

Чтобы грамотно составить отчет, воспитателю нужны будут следующие документы:

  • перспективный и календарный планы работы с детьми за прошедший год;
  • план и анализ проведенных мероприятий;
  • результаты мониторинга освоения детьми основной образовательной программы ДО;
  • план и результаты взаимодействия с родителями: отзывы, анкетирование и т. д.

Алгоритм составления отчета

  • Пункт 1-й. Общая характеристика группы

Воспитатель указывает данные о количестве и возрасте детей на начало и конец года. Обязательно уточняет, сколько среди них девочек и мальчиков, описывает особенности развития и взаимоотношений воспитанников в группе. Дает информацию о том, как проходит адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной организации.

  • Пункт 2-й. Цели и задачи

Здесь педагог указывает те цели и задачи, которые ставил на этот учебный год.

  • Пункт 3-й. Анализ образовательной среды в группе

В этом пункте воспитатель описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников. Для этого он берет заполненные таблицы, которые впоследствии станут приложениями к отчету, с фактическим материалом: данными по РППС, проведенным мероприятиям, использованию педагогических технологий и другим составляющим образовательной среды. Его задача – осмыслить данные, которые он собрал в течение года, выделить сильные и слабые показатели, записать, какие внутренние и внешние возможности можно использовать, чтобы образовательная среда в группе была оптимальной. Далее необходимо рассмотреть только самые сильные стороны и результаты образовательной деятельности и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа:

Сильные стороныСлабые стороныВозможности
  • Пункт 4-й. Результаты выполнения образовательной программы

Представляет ожидаемые результаты обучения. Дошкольники должны освоить объем знаний, умений, навыков согласно своей возрастной группе по каждой образовательной области и по каждой организованной учебной деятельности. Этот объем определен в типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения.

  • Пункт 5-й. Анализ показателей мониторинга развития умений и навыков

Воспитатель обобщает результаты педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям у дошкольников самые высокие показатели, а по каким – самые низкие. Далее рассматривает возможности для коррекции низких показателей и поддержки точек роста. На основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с его возрастом представляет результаты диагностики в виде графиков, диаграмм.

  • Пункт 6-й. Краткая характеристика мероприятий, которые провели с детьми

Представляет данные о результатах участия детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях и т. п. Сюда же воспитатель может поместить отзывы родителей.

  • Пункт 7-й. Личные достижения

Воспитатель анализирует, какая работа была проделана по повышению квалификации и распространению педагогического опыта: прошел ли он курсы повышения квалификации, участвовал ли в семинарах, круглых столах, методических объединениях, профессиональных конкурсах, имеются ли у него печатные работы, ведет ли страницу на сайте или собственный профессиональный сайт и т. д.

  • Пункт 8-й. Отчет по самообразованию

Педагог указывает, над какой методической темой и в течение какого срока он работал, описывает цели, задачи, фиксирует, какие источники профессиональной информации он задействовал, оценивает их полезность: изучил…, взял за основу для разработки… Предоставляет отчетность, где обобщен опыт: выступление на педсовете, методическом объединении воспитателей, педагогических чтениях, участие в конкурсах по теме, мастер-класс, показ открытого занятия, которое связано с темой самообразования, и т. д. По результатам можно представить диаграмму. Освещает кружковую деятельность: название, рабочая программа, направление, цели, процент посещаемости кружка детьми, результаты в виде графиков и диаграмм. Какие технологии, в том числе информационно-коммуникационные, педагог использует в рамках темы по самообразованию, приводит примеры использования. Достаточно двух-трех наиболее эффективных технологий.

  • Пункт 9-й. Результаты работы с родителями

В этот раздел педагог включает

  • образовательные проекты с участием семьи;
  • совместные мероприятия, где родители были активными участниками, организаторами, ведущими;
  • день открытых дверей;
  • круглый стол;
  • экскурсии с привлечением родителей;
  • совместную стенгазету и другие активные формы взаимодействия с семьями;
  • совместные выставки в группе (название выставки, цель, фото поделок, рисунков);
  • результаты (грамоты, дипломы);
  • родительские собрания-встречи (тема, цель);
  • общее родительское собрание (сообщает свой статус участника: делали доклад или сообщение, готовили выступление с детьми своей возрастной группы, компьютерную презентацию, были слушателями). Подкрепляет фотоматериалами с мероприятия.
  • Пункт 10-й. Общий вывод о проделанной работе

Указывает, насколько успешно были решены определенные задачи перспективного плана. Определяет цели и задачи на следующий учебный год, дальнейшее направление работы по реализации намеченных стратегий.

 Важно

Если воспитатель не знает, как преодолеть возникшие проблемы и не видит возможностей развития точек роста, указанная в отчете проблема побуждает обратиться к опыту коллег и глубже вникнуть в суть.

В качестве проблемных сторон воспитатель отмечает те цели, которых не удалось достичь. Воспитатели не должны бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях и качество их организации. Умение видеть проблемы в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует о его высоком профессиональном уровне.

Подобный подход к написанию годового аналитического отчета позволяет связать анализ и планирование в единую систему. Качественный анализ позволяет педагогу правильно планировать свою работу, создает дополнительный стимул для профессионального развития.

Напомните воспитателям, что объем отчета не определяет его качество. У начинающего и опытного преподавателей количество представленного материала в отчете может значительно различаться. Отчет должен показывать, видит ли педагог основные проблемы в своей работе и какие планирует меры по их преодолению. Для методиста такие отчеты помогают выстраивать эффективную программу методической поддержки педагогов.

 
Звезда
за правильный ответ
Проверь себя!
Неправильно
Правильно!
Нужен ли преподавателю календарный план, чтобы составить аналитический отчет?

Чтобы грамотно составить отчет, воспитателю нужны будут следующие документы:

  • перспективный и календарный планы работы с детьми за прошедший год;
  • план и анализ проведенных мероприятий;
  • результаты мониторинга освоения детьми основной образовательной программы ДО;
  • план и результаты взаимодействия с родителями: отзывы, анкетирование и т.  д.
Нет, не нужен. Для отчета достаточно использовать результаты мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ проведенных мероприятий.
Да, в числе прочих документов, нужен и календарный план.