ещё
свернуть
Все статьи номера
№4, 2025
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Проводим акцию Bookсrossing в школе: два простых шага

В последнее время наблюдается падение интереса к книге, печатному слову. Книга, говорят, «выходит из моды». Рыночные формы массовой культуры вытесняют книгу. Свое досуговое время люди чаще всего тратят не на чтение.

В средствах массовой информации, в Интернете, на профессиональных встречах всё чаще поднимается проблема снижения интереса к книгам и чтению, уменьшение числа читателей среди школьников.

Как же стимулировать школьников к чтению? Как возродить и развить интерес к книге?

В наши дни интернет-технологии внедрены уже во все сферы жизни человека. Литература – не исключение. Одним из действующих методов, влияющих на популяризацию книг, стало их освобождение.

Заинтересовать потенциального читателя, в нашем случае – не потерять школьного книголюба – такую задачу ставит, пожалуй, каждый учитель-предметник.

Среди учащихся старших классов мы провели акцию Bookсrossing.

К сведению

Буккро́ссинг (англ. bookcrossing) – «книговорот». Хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу.

Как организовать

Шаг 1-й. На сайте школы разместите объявление о том, что приглашаете ребят поучаст- вовать в увлекательной акции книгообмена между учениками.

Шаг 2-й. Объясните, что процесс буккроссинга состоит из простейшего действия, основанного на принципе «прочитал – отдай книгу другому». Книгу, которой можно поделиться с другими, приносят в библиотеку, чтобы отсюда она начала увлекательное странствие, находя новых читателей.


 

В чем особенность

Книговорот действует по принципу общественного движения и близок к флешмобу. Человек, прочитав книгу, оставляет ее в общественном месте: сквере, торговом центре, магазине, кафе, поезде, библиотеке, станции метро. Другой, случайный человек, находит эту книгу, читает и в свою очередь после прочтения повторяет это же действие. Мы же предложили нашим школьникам принести книгу и оставить ее в указанном месте.

Откуда пришла идея отправить книгу в путешествие?

Идея буккроссинга принадлежит американскому специалисту по интернет-технологиям Рону Хорнбекеру. В 2001 г. он оставил 20 книг с пояснительными надписями в холле своего отеля. Сегодня по миру «гуляют» миллионы книг. «Библиотека путешествующих книг» пополняется на 300 книг ежедневно.

Как применить идею на уроках

На уроках русской литературы предложите ребятам создать буктрейлер с целью пропаганды чтения. Это задание напоминает создание трейлера к кинофильмам.

Буктрейлер – это короткое видео или миниатюра для предварительного просмотра, которая отражает суть текста или видеоролика на сайте какой-либо книги.

В последнее время буктрейлер стал формой продвижения абсолютно любой книги, начиная от новинок и заканчивая образцами русской, казахской и зарубежной классики.

Этот уникальный жанр объединил словесное творчество, визуальное искусство и интернет-технологии.

Проще говоря, буктрейлер – это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной или полюбившейся книги. Школьник может приоткрыть с помощью него самые яркие фрагменты, познакомиться с героями произведения, почувствовать переданное настроение и неповторимый авторский стиль.

Это задание способно увлечь любого ученика и раскрыть его творческие способности.

В ролике желательно показать информацию о книге и подать ее интересно и красочно, так, чтобы сразу захотелось взять в руки книгу и прочитать.

Главная задача буктрейлера – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения. При создании буктрейлера можно использовать видео, иллюстрации, фотографии, обложки книг и т. п.

Предлагаем познакомиться с буктрейлерами, сделанными студентами выпускного класса.

Буктрейлер по книге Уинстона Грума «Форрест Гамп»

«Форрест Гамп» – роман американского писателя Уинстона Грума, изданный в 1986 г. в США. Но нам больше известен комедийный фильм, который Роберт Земекис снял по этой книге, получив за свою работу премию «Оскар». Главный герой книги переживает различные ситуации своей жизни, которые тем или иным способом вписаны в американские реалии. Форрест Гамп — один из самых известных киногероев США. Его образ полюбился многим и стал культовым.

«Сага о ведьмаке» Анждея Сапковского

Главным героем является Геральт из Ривии, ведьмак – истребитель чудовищ, угрожающих людям. Еще в детстве его отдали ведьмакам, которые забрали Геральта в старую крепость, где подвергли мутации, повысившей скорость его реакций, выносливость, сопротивляемость ядам и болезням. Основная работа Геральта – уничтожать опасных чудовищ и монстров. Этим ведьмак занимался много лет, пока в его жизни не появилось нечто действительно важное: маленькая девочка по имени Цирилла. Но в результате интриг королей и магов ведьмак оказывается втянутым в эпицентр противостояния Северных королевств и могущественной южной империи Нильфгаард. Геральт пытается спасти от тех и других юную Цири, княжну уничтоженного королевства.

Роман Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»

Это удивительный и масштабный роман, который покорил миллионы людей. Семейная сага о непростой жизни семьи Клири, живущей в Австралии. Этот роман о любви к родным, детям,  Родине. Любовный роман, поднятый на уровень настоящей литературы. Трогательная история взаимоотношений влюбленных, волнующая читателя своей искренностью, чистотой и глубиной.

Книга Терри Вулфа «Кодзима – гений»

История разработчика, перевернувшего индустрию видеоигр. Всё, что делает Хидео Кодзима, будь то новая игра или пост в Инстаграме, вызывает у публики неподдельный интерес и бурные дискуссии. В этой книге затронуты истоки творчества Кодзимы, его культовые игры, ставшие классикой, включая серию Metal Gear, Snatcher и Policenauts. Эти тайтлы заставили титанов игровой индустрии заговорить о талантливом разработчике и признать, что этот гениальный парень знает толк в геймдеве.

«Шедевральные комиксы» Роберта Сикоряка – гениальная книга, которая объединила классические литературные произведения с героями популярных комиксов. Мефистофель в теле кота Гарфилда, Малыш Немо из Сонной страны на страницах «Портрета Дориана Грея», главные герои «В ожидании Годо» – Бивис и Баттхед, а вместо баек из склепа хранитель расскажет читателям про «Грозовой перевал» Бронте.

Роман Дэниела Киза «Цветы для Элджернона»

Это история об умственно отсталом мужчине по имени Чарли Гордон и его приятеле мышке Элджерноне. Человек и зверек стали объектами эксперимента по искусственному увеличению интеллекта. Чудо произошло: еще недавно умственно отсталый Чарли стал умным.

Передавая книгу в другие руки, вы даете ей вторую жизнь. Кому-то станет радостно, кто-то познакомится с другими интересными людьми. Доступ к книгам обеспечен абсолютно всем. Каждый может стать буккроссером, если принесет любимую или прочитанную книгу и оставит ее на полках шкафов, в коридоре или холле.

Акция Bookсrossing прошла, но до сих пор книжные полки школьной библиотеки пополняются самыми различными художественными произведениями: сказками и произведениями о Великой Отечественной войне, русской и зарубежной классикой, произведениями писателей-фантастов и поэзией разных народов.

Чтобы ознакомить школьников с правилами буккроссинга, раздайте им памятки.

Памятка для участников буккроссинга

Если ты взял книгу с полки школьных буккроссеров, не забудь
• обязательно зафиксировать книгу у путеводителя буккросинга;
• бережно относиться к книге;
• не задерживать у себя книгу на долгое время (наверняка многие хотят ее прочесть);
• оставить краткий отзыв о прочитанной книге во вкладыше.

 
Звезда
за правильный ответ
Проверь себя!
Неправильно
Правильно!
Что означает термин «буккроссинг»?
Буккро́ссинг – «книговорот». Хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу.
Буктрейлер – это короткое видео или миниатюра для предварительного просмотра, которая отражает суть текста или видеоролика на сайте какой-либо книги
Хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу
Короткое видео или миниатюра для предварительного просмотра
№4, 2025
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Как организовать исследовательскую проектную деятельность детей. Паспорт проекта «Космос»

Проекты в детском саду бывают разные. В этой статье расскажем об исследовательской проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Ее цели – развивать свободную творческую личность дошкольника, его индивидуальность, самостоятельность, формировать проектные навыки, мотивировать к познавательной активности. Не всегда воспитатели организуют с детьми именно проекты. Порой они предлагают задания, в которых дети не могут проявить инициативу и самостоятельность, или организуют разные виды детской деятельности и просто объединяют их одной темой. Читайте в статье, какую деятельность с детьми можно считать проектной и какие этапы включает исследовательская проектная деятельность.

Изучите теоретический аспект проектной деятельности дошкольников

Прежде чем организовать проектную деятельность с детьми и включить ее в образовательный процесс, рекомендуйте педагогам изучить теоретический аспект этого метода обучения. Это поможет педагогам лучше понять цели и задачи детско-взрослого проекта, а также особенности его организации, которые нужно учитывать в работе с детьми дошкольного возраста. Приведем краткую справку.



← Нажмите, чтобы посмотреть полностью


Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду. Технология педагогического проектирования позволяет педагогам осуществлять интеграцию содержания дошкольного образования, комбинировать формы работы с детьми и виды детской деятельности, решать образовательные задачи в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников, взаимодействовать с семьями воспитанников. Но главное – участие ребенка в проекте делает его активным участником образовательного процесса, дает импульс для саморазвития. Ведь опыт самостоятельной деятельности, который получает ребенок в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, ставит его в ситуацию успешности. Если педагог учитывает все эти особенности в работе с детьми над проектом, такую деятельность можно считать проектной.

Придерживайтесь основных этапов проектной деятельности

Основу исследовательского проекта составляют вопросы, которые дети задают педагогу, когда наблюдают за окружающими их предметами или явлениями. Например, почему это движется, от чего это зависит, что находится внутри и др. Дети от природы любознательны, и в этих вопросах проявляется их познавательная исследовательская активность. В ходе проектной деятельности ребенок получает ответы на свои вопросы, но для этого он исследует эти предметы или явления в процессе совместной с педагогом познавательно-исследовательской деятельности. Поэтому в исследовательской проектной деятельности условно можно выделить три этапа.

На подготовительном этапе воспитатель определяет проблемное поле для предстоящего исследования. Для этого педагог выясняет, что интересует детей, на какие вопросы они хотят получить ответ. Определить проблемное поле воспитатель может тремя способами. Первый способ – создать ситуации, в ходе которых дети самостоятельно формулируют вопросы и задачи исследовательской деятельности, а воспитатель фиксирует их внимание, помогая формулировать вопросы. Второй способ – внимательно понаблюдать за деятельностью детей, выявить интересы каждого ребенка и помочь сформулировать исследовательскую задачу. Третий способ – привлечь родителей, которые вместе с ребенком сформулируют исследовательскую задачу проекта и затем будут активно в нем участвовать.

В ходе основного этапа дети включаются в проектную деятельность, реализуют свои замыслы через разные формы и виды детской деятельности: рассуждают, рисуют, опрашивают, получают информацию от взрослых из книг и телепередач, проверяют правильность ответа и т. д. Исследовательский проект может быть оформлен в виде книги, где каждая страница – иллюстрация результата отдельного этапа работы. На этом этапе важна помощь взрослых: педагога, родителей, старшего брата или сестры. Взрослые выполняют вспомогательную функцию: подписывают, объясняют, помогают найти информацию в разных источниках, подводят ребенка к самостоятельным выводам и  заключениям.

Заключительный этап  – защита проекта. На этом этапе взрослый помогает детям составить рассказ о проделанной работе. Если исследование носило индивидуальный характер, воспитатель определяет время каждому ребенку для защиты проекта. Если на этом этапе присутствуют родители, защита проекта может быть совместной. Если в исследовании участвовала группа детей, воспитатель организует защиту проекта так, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проведенной им работе, высказать свое мнение.

По итогам работы над проектом воспитатель может создать в группе «научный центр», оформить выставку и т. п. Чтобы закрепить и систематизировать материал, который представили дети в проектах, педагог придумывает и организует различные задания и интеллектуальные игры.

Темы исследовательских проектов могут быть самыми разными: «Наши имена», «Моя семья, моя родословная», «История маленькой ложечки», «Какие бывают книги?», «Как сберечь электричество?», «Путешествие в подземный мир транспорта» и др. Важно, чтобы проект был направлен на решение настоящей, а не выдуманной проблемы, которая представляет интерес и имеет для детей жизненно-практическую значимость. Дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как неведомый мир неба интересен им, будоражит их детскую фантазию. В преддверии Дня космонавтики в рамках тематической недели «Космическое путешествие» воспитатель может организовать с детьми проект на тему «Удобно ли человеку в космосе?». Методический паспорт проекта и практические материалы к нему читайте ниже.


Приложение



← Кликните по картинке, чтобы посмотреть ее в полном размере


Практический материал к проекту «Удобно ли человеку в космосе?»
 

№4, 2025
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Экопроект для дошкольников «Подарим вторую жизнь мусору»

Научить дошкольников бережно относиться к природе можно через экопроекты. Они помогут развить в детях исследовательские и коммуникативные навыки и привлечь родителей к сотрудничеству. В качестве примера смотрите разработку проекта, который можно реализовать с детьми старшего дошкольного возраста.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Цель проекта:

  • познакомить детей с проблемами охраны окружающей среды;
  • обратить внимание детей на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;
  • формировать у детей познавательно-исследовательский интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Задачи проекта:

  • развивать умение видеть экологическую проблему и находить пути ее решения;
  • формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
  • развивать навыки экспериментирования, поисково-исследовательские умения;
  • побуждать детей к творческой деятельности через изготовление поделок и инвентаря из мусора;
  • привлекать родителей к совместной деятельности с ребенком в качестве волонтеров в условиях семьи и дошкольной организации.

Предполагаемый результат

  • Повысится уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами, бытовым мусором.
  • Повысится уровень поисково-исследовательской деятельности детей, навыки экспериментирования.
  • Участники проекта будут знать, что бытовой мусор можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды.

Проект поможет детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Дети запомнят, что нужно бережно относиться к вещам, узнают, что из предметов на выброс можно мастерить оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. При покупке продуктов ребята будут обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть в дальнейшем переработана.

Этапы реализации проекта

Проект организуйте в три этапа. На первом этапе соберите информацию о проблеме бытового мусора, подберите нужную литературу для подготовки теоретического и практического материала и проведите анкетирование среди родителей. Составьте план дальнейшей работы. Пример плана смотрите ниже.

На втором этапе проведите консультации для родителей и педагогов. Объясните родителям, как важно их участие в качестве волонтеров по сбору и сортировке бытового мусора. Проведите с дошкольниками опыты и эксперименты, которые познакомят их со свойствами бумаги, пластмассы и стекла. Организуйте виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы Казахстана и других стран.

На третьем этапе в рамках педсовета проведите защиту проекта, покажите коллективу презентацию по итогам работы. Наглядно продемонстрируйте поделки из бросового материала на выставке, организованной в фойе.

Продукты проектной деятельности:

  • картотека опытов и экспериментов;
  • картотека экологических мультфильмов и видеоматериала;
  • поделки из бросового материала;
  • выставка рисунков «Мусор земле не товарищ»;
  • папки-передвижки, книжки-малышки;
  • экологические знаки;
  • дневник наблюдений с результатами эксперимента «Как разлагается мусор».
План реализации проекта

Скачать