Методист осталась за заведующего на время ее отпуска. Как выстроить общение с коллегами, чтобы не превысить полномочия
Когда заведующий уходит в отпуск, а вы остаетесь за него, часто возникают недопонимания с коллегами. Ведь они привыкли видеть вас в другом качестве. Четыре наиболее частые ситуации, которые могут возникнуть, и разъяснения помогут вам выстроить общение с педагогами, чтобы не превысить полномочия и чтобы потом не пришлось объясняться с заведующим.
Ситуация 1-я. Педагог отказывается выполнять поручения
В этой ситуации важно, правомерны ли ваши требования как исполняющего обязанности. Требовать от работника выполнять работу, которую не предусматривает его трудовой договор, нельзя. Если поручение выходит за рамки трудовой функции педагога, то он вправе отказаться. Но если вы просите выполнить поручение, которое прямо прописано трудовым договором и должностной инструкцией работника, то эти действия можно квалифицировать как дисциплинарный проступок.
Исполняющий обязанности обладает теми же правами, что и непосредственный руководитель организации. Заведующий несет ответственность за работу организации и руководит ее текущей деятельностью: издает приказы и распоряжения, дает поручения и указания, обязательные для исполнения работниками в пределах их должностных обязанностей. Если работник игнорирует эти поручения без уважительных на то причин, то его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. К нарушителю дисциплины в зависимости от тяжести проступка можно применить одно из трех дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.
Ситуация 2-я. Педагог нарушил правила внутреннего трудового распорядка
В этой ситуации вам как исполняющему обязанности заведующего следует привлечь работника к дисциплинарной ответственности. За дисциплинарным проступком не всегда следует наказание, этот вопрос остается на усмотрение работодателя. Первое, что нужно сделать, – зафиксируйте факт проступка. Это может быть акт служебного расследования или служебная записка кого-то из педагогов или непосредственного руководителя работника. В документе должно быть указано, в чем состоит нарушение, что сделал или не сделал работник. Второе – запросите у работника объяснительную.
После того как соберете документы по дисциплинарному проступку, оформите приказ о взыскании. Если тяжесть проступка небольшая, например, работник впервые нарушил дисциплину, можете применить к нему ответственность в виде замечания. Если работник регулярно нарушает дисциплину, у него есть неснятые дисциплинарные взыскания, такого работника можно уволить.
Прежде чем принимать серьезные кадровые решения, уточните еще раз, какие у вас есть полномочия согласно приказу и доверенности на представление интересов дошкольной организации на время отсутствия заведующего. Обычно исполняющий обязанности выполняет те же функции, что и заведующий, но в редких случаях эти полномочия можно ограничить. Поэтому при выборе дисциплинарного взыскания лучше ограничиться замечанием или выговором, так как вы занимаете должность руководителя временно.
Избегайте этих ошибок, когда общаетесь с коллегами в статусе и. о. заведующего.
Когда вы находитесь в статусе и. о. заведующего, есть риск допустить ошибки в общении с коллегами. Среди самых частых можно выделить две.
Ошибка всевластия. Хочется воспользоваться ситуацией, чтобы критиковать и давить на тех коллег, до кого раньше руки не доходили. Решение: не становитесь «маленьким человеком с маленькой властью». Озвучивайте коллегам задачу, сроки, средства. Ничего личного, кроме этикетных фраз. С теми, кто не нравится, не говорите. Фраза-выручалочка: «Давайте сразу по-хорошему».
Ошибка безвластия. Вы занимаете заискивающую позицию, уговариваете коллег, ссылаетесь на реакцию заведующего. Решение: выходите из позиции жертвы. Только деловой тон и деловой смысл: пора, делаем, ваша задача, моя задача. Фраза-выручалочка: «Это обязательно».
Ситуация 3-я. Педагог поругался с родителями воспитанника
Подобные ситуации нужно стараться урегулировать мирно. Прежде всего выясните причину конфликта педагога с родителями, обстоятельства и подумайте, как его решить. Не всегда требования родителей законны. Ознакомьтесь с перечнем их прав в Законе РК «Об образовании» и договоре. Если требования не обоснованы, разъясните их права и объясните позицию педагога.
Если своими силами справиться с ситуацией не получится, вы можете предложить сторонам обратиться в комиссию по урегулированию споров, чтобы разрешить разногласия между родителями воспитанника и педагогом.
В некоторых организациях образования действует служба медиации как альтернатива комиссии. Можете привлечь медиатора, если на это есть запрос сторон и такая служба создана в вашем детском саду.
Ситуация 4-я. Ребенок получил травму по недосмотру воспитателя
Как наладить отношения с коллегами легко и непринужденно: шесть проверенных шагов
Пять задач, которые воспитатели должны решать в разновозрастной группе летом
Прием и увольнение в детском саду
Если ребенок травмировался во время пребывания в детском саду, утратил работоспособность хотя бы на 1 день, что подтверждает медицинское заключение врача, – это несчастный случай. Его нужно расследовать, а затем зафиксировать результаты.
До расследования организуйте первую помощь пострадавшему ребенку и доставку его в медицинскую организацию сразу после несчастного случая. Проинформируйте о несчастном случае заведующего, районный отдел образования и родителей воспитанника. Примите меры, чтобы устранить причины несчастного случая, расследовать его и оформить материалы расследования.
Чтобы расследовать несчастный случай с воспитанником, необходимо создать комиссию и провести расследование. Если несчастный случай тяжелый, то комиссию создает районный отдел образования. Если произошел простой несчастный случай и пострадавший получил легкие повреждения здоровья, создайте комиссию самостоятельно. Для этого издайте приказ. Включите в состав не менее трех человек: себя в качестве председателя, специалиста по охране труда и члена представительного органа обучающихся, если он есть в организации. Воспитателя, по чьему недосмотру произошел несчастный случай, в состав комиссии не включайте.
Расследование проводите в течение трех календарных дней. Результаты зафиксируйте в акте. Внесите сведения о несчастном случае в журнал учета.

Как наладить отношения с коллегами легко и непринужденно: шесть проверенных шагов
Что дает общение с людьми?
Навыки общения с людьми требуются нам каждый день. Некоторые полагают, что эффективное общение – это что-то из арсенала бизнес-психологии, а людям, которым не нужно вести деловых переговоров, учиться общаться ни к чему. И это большая ошибка, которая может дорого обойтись.
Общение с людьми – важная часть нашей жизни. Благодаря умению четко выражать свои мысли и слушать мы можем не только добиться карьерных успехов, но и завести друзей, наладить отношения с семьей и друзьями. Психологи знают, что большинство конфликтов в паре и даже разводов вызвано не непреодолимыми противоречиями, а банальным неумением договариваться. А сколько людей страдает от одиночества лишь потому, что стесняются заговорить с симпатичным незнакомцем или незнакомкой! Словом, умение общаться необходимо каждому. Это ключ к успеху во всех областях жизни. Авраам Линкольн, Джон Кеннеди, Мартин Лютер Кинг, Рональд Рейган, Уинстон Черчилль и Жак Ширак вряд ли достигли бы вершин политического Олимпа, не будь они столь блестящими ораторами. Стив Джобс известен своими речами не менее, чем инновационными компьютерными разработками. Легендарные красавицы прошлых веков на парадных портретах вовсе не поражают внешними данными, однако современники в мемуарах восхваляют их не столько за красоту, сколько за умение вести беседу.
Следует отметить, что «общаться» и «говорить» – это не одно и то же. Общение – это сложный процесс, который состоит как из вербальной коммуникации (того, что мы говорим), и невербальной (то, как мы это делаем). И второй вид коммуникации гораздо важнее – наибольшее влияние на собеседника производит не смысл наших слов, а звук и тембр голоса, поза и жесты. И, наконец, самое главное – это те наши мысли и чувства, которые находятся в нашем подсознании. Это страх отвержения, отказа, гнев на обидчиков и т. д. Именно они влияют на реакцию наших собеседников и определяют наш уровень умения общаться.
Почему мы боимся быть услышанными?
Что мешает нам говорить? Застенчивость, страх сказать глупость или быть неправильно понятым, боязнь высказывать свое мнение, низкая самооценка и даже проблемы с дикцией – в основе всех этих проблем лежит психология. Нередко их корни уходят в далекое прошлое: в детство или отрочество. Став взрослыми, мы забываем те неприятные моменты, которые заронили в нас семя неуверенности, однако они продолжают влиять на наше поведение. Раздраженное «Не говори ерунды!» от родителей, мучительные выступления у доски в классе, насмешки сверстников – всё это во взрослой жизни оборачивается серьезными коммуникационными сложностями. Чтобы выявить и устранить причину затруднений в общении, необходима работа с психологом. Но первый и самый главный шаг – признание того, что проблема существует, и есть желание решить ее.
Психология общения с людьми
Психология общения с людьми строится на нескольких правилах, которые наиболее четко и ясно сформировал знаменитый психолог и писатель Дейл Карнеги. Он выпустил свои наиболее известные книги в 1930–40-х годах, но с тех пор в человеческом поведении ничего не изменилось, и эти правила по-прежнему актуальны.
Правило 1-е. Искренне интересуйтесь другими. Все мы считаем себя уникальными и хотим быть интересными окружающим. Вспомните свой опыт общения: мы всегда охотнее разговариваем не с теми, кто говорит умные вещи, а с теми, кто дает нам понять, что мы сами интересны.
Правило 2-е. Улыбайтесь. Во время психологических исследований было доказано, что люди, которые улыбаются, кажутся нам более привлекательными. Мы склонны приписывать им лучшие человеческие качества. Улыбка показывает собеседнику, что общение с ним – это радость и удовольствие.
Правило 3-е. Помните, что собственное имя – самое приятное слово для любого человека. Называя человека по имени, мы делаем ему самый простой и естественный комплимент. Имя для нас выражает индивидуальность. Именно поэтому многие люди так раздражаются, когда кто-то коверкает их имя или употребляет форму, которая им не по душе – например, «Маня» вместо «Мария». Употребляя в беседе имя человека, вы как будто говорите ему: «Вы удивительный человек и яркая личность».
Правило 4-е. Умейте слушать. Печально, но мало кто умеет действительно слушать собеседника. Чаще всего, особенно в пылу спора, мы просто дожидаемся своей очереди высказаться, не вникая в то, что нам пытаются донести. А ведь демонстрация внимания – мощный инструмент воздействия. Слушайте человека, задавайте ему дополнительные вопросы и не скрывайте своих эмоций, если услышите что-то новое или удивительное. А если вы запомните высказывания, которые самому собеседнику показались удачными, и невзначай ввернете их в следующем разговоре, он будет просто покорен.
Правило 5-е. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. У каждого есть свой «конек». Если вы нащупаете ту тему, которая волнует вашего собеседника, вы расположите его к себе. Это касается и делового общения, и обычных приятельских разговоров. Даже если тема кажется вам не особенно важной, не закрывайтесь. Попробуйте вслушаться и выяснить что-то ценное для себя. Не зря же китайские мудрецы говорили, что учиться можно и у первого встречного.
Правило 6-е. Искренне демонстрируйте собеседнику его значимость. Ключевое слово здесь – «искренне». Возможно, это самая сложная часть психологии общения. Люди чувствуют фальшь, и даже те, кто любит лесть во всех формах, почуют неладное, если ваш восторг будет наигранным. Ищите в каждом то, что действительно кажется вам достойным восхищения, и честно хвалите эти черты характера.
Как овладеть искусством эффективного общения
Общение с людьми – это искусство. Чтобы овладеть им, необходимо знать много тонкостей и обладать особыми навыками, многие из которых, казалось бы, не имеют отношения к коммуникации. Однако именно их наличие делает людей блестящими ораторами и интересными собеседниками. Что поможет нам «прокачать» свои коммуникативные способности?
Наблюдательность. Шерлоку Холмсу достаточно было одного взгляда на человека, чтобы узнать о нем всю подноготную. Наблюдательность нужна не только сыщикам. Отмечая особенности поведения, внешности, мимики собеседника, мы можем сделать выводы о том, что это за человек и в каком стиле с ним лучше всего общаться. Кроме того, наблюдательность тесно связана с памятью – еще одним важным качеством хорошего собеседника.
Память. Чем больше информации о человеке мы запомним, тем более успешным будет наше общение с ним. Если вы будете помнить всё, что собеседник вам рассказал, вы сможете продемонстрировать свой интерес к нему. Он будет искренне польщен.
Широкий кругозор. «Ой, я в этом ничего не понимаю!». После таких слов мало кто захочет продолжать свой захватывающий рассказ о футболе, здоровом питании или последних международных новостях. Не нужно быть экспертом широкого профиля, чтобы иметь представление о самых разных сторонах жизни. Интересные собеседники не замыкаются в своем мирке – они интересуются тем, что происходит вокруг и могут поддержать разговор на любую тему.
Чуткость. Умение считывать эмоции собеседника можно назвать чуткостью, хотя на самом деле это одно из следствий наблюдательности. Психолог Пол Экман, консультировавший следователей из ЦРУ и ФБР, достиг в этом умении небывалых высот. Он выявил, как малейшие сокращения лицевых мышц могут выдавать наши истинные чувства и мысли. Его книги обрели такую популярность, что на основе этих сугубо научных трудов был снят популярный сериал о независимом эксперте, умеющем безошибочно определять ложь. Овладеть этим искусством под силу каждому – для обыденной жизни достаточно научиться видеть основные эмоции и знать азы языка тела.
Постоянная тренировка навыков общения. Исследователи из Оксфорда выяснили, что в среднем каждый человек регулярно общается с двадцатью людьми – это друзья и приятели, члены семьи, коллеги и соседи. Ученые на этом не остановились – они просканировали мозг добровольцев и выяснили, что те, чей круг общения шире среднего, демонстрируют повышенную активность нейронов в зоне мозга, отвечающей за функции общения, а также лучшую связь между разными отделами мозга. Это не врожденное качество, а результат регулярной тренировки коммуникативных навыков. Чем больше количество людей, с которыми мы говорим, тем легче нам находить с ними общий язык. Ищите возможности поболтать с незнакомцами, с людьми из самых разных социальных групп, с теми, чьи интересы заметно отличаются от ваших. Общение с незнакомыми людьми сделает вас более гибким собеседником.
Знать язык телодвижения – залог успеха
Важно, что вы говорите, но ещё важнее – как вы это делаете. Представьте себе оратора, который горбится, бубнит себе под нос. Многие ли прислушаются к его словам? Порой невербальные сигналы намного значимее слов. Оценивая собеседника, мы не только слушаем о чем он рассказывает, но и подсознательно обращаем внимание на его позу, тембр голоса и скорость речи. Основные невербальные знаки универсальны, их одинаково воспринимают во всем мире. Как держать себя, чтобы к вам прислушивались?
Взгляд. «Тяжелый взгляд», «смотрит косо», «глаза горят», «смотрит ласково» – это лишь несколько определений. Даже в разговорной речи люди, не имеющие понятия о психологии, отмечают силу взгляда. С помощью особых психологических тренингов можно научиться смотреть на собеседника правильно – открыто, но не угнетая, не отводя взгляда и постоянно давая человеку понять, что он вам интересен. Психологи различают разные типы взгляда для различных ситуаций: деловой, социальный и интимный взгляд.
Мимика. Человек способен подсознательно распознавать и интерпретировать самые незаметные движения лицевых мышц. Мимика – важный источник знаний о собеседнике. Зная мимические проявления эмоций, мы не только понимаем настроение других, но и сами можем посылать им нужные сигналы.
Жесты. Мы склонны прислушиваться к тем людям, которые стоят перед нами в открытой позе, т. е. ничем не отгораживаются. Прижатая к груди сумочка, руки, скрещенные или спрятанные в карманах, поза «нога за ногу», сжатые кулаки – всё это говорит о желании собеседника выстроить препятствие между вами, отгородиться. И наоборот, открытая поза, плавные и неторопливые жесты и раскрытые ладони сигнализируют окружающим: «Я спокоен, доброжелателен и открыт к диалогу». Асы общения нередко пользуются методом отзеркаливания, с небольшой задержкой повторяя позу и жесты собеседника. Это подсознательно располагает людей раскрыться. Однако таким приемам нужно учиться.
Эффективные способы развития навыков общения
Чтобы преодолеть робость и научиться общаться с людьми, необходима помощь специалиста. Но существуют и простые упражнения, которые помогут вам развить коммуникативные навыки. Ждать чудес от них не стоит, но их выполнение подготовит почву для более серьезной работы над собой.
Разговор со стулом. Каждый день говорите вслух. Но не с людьми, а с предметами. Кстати, беседовать со стулом или геранью намного сложнее, чем с настоящим собеседником. Именно поэтому это столь действенный тренинг. Попробуйте несколько минут говорить на определенную тему: для начала просто расскажите, как у вас идут дела. Можно мысленно составить план разговора и придерживаться его. Это поможет научиться связно выражать свои мысли.
Методист осталась за заведующую на время ее отпуска. Как выстроить общение с коллегами, чтобы не превысить полномочия
Как очистить методкабинет от лишнего и сделать его функциональным: план действий методиста на август
10 незнакомцев. Поставьте себе цель – каждый день затевать непринужденные беседы с незнакомыми людьми. Спросите мнение продавщицы о сортах хлеба, узнайте у первого встречного, как пройти в поликлинику, поболтайте о погоде с консьержкой в подъезде, попросите у соседа немного соли. Это избавит от страха заговорить первым.
Я всё помню. Развивайте память: старайтесь запоминать, во что одеты окружающие вас люди, что они держат в руках, какого цвета у них глаза, что они вам сказали. Вечером проверьте, многих ли вы можете вспомнить в деталях.
Хвалю! Попробуйте сказать комплимент каждому, с кем вы будете беседовать в течение дня. Неважно, что вы будете хвалить: внешность («Какое элегантное пальто!»), личные качества («С тобой всегда весело») или умения («Как вы ловко с кофемашиной управляетесь!»). Главное, чтобы комплименты были искренними.
Чтобы начать эффективно и легко общаться с людьми, нужно также развивать свою речь и дикцию. Быстрый темп, спотыкание, слишком тихий или громкий голос, монотонность или визгливые нотки могут свести к нулю эффект от блестящей речи. Правильная речь – размеренная, спокойная, интонационно верная. Психологи также отмечают, что человеческому уху более приятен низкий, бархатный тембр. Пробуйте, экспериментируйте, постигайте искусство общения! Вы можете не стать блистательным оратором, но уж уважение коллег и восхищение друзей вам гарантировано.

Прием и увольнение в детском саду

Да, можно.
3-я группа инвалидности – это трудоспособная группа. Детский сад вправе принять работником инвалида 3-й группы при наличии указанной справки.
Следует помнить, что Трудовым кодексом РК запрещается устанавливать суммированный учет рабочего времени работникам-инвалидам 2-й и 3-й групп, если такой режим запрещен им на основании заключения экспертной профпатологической комиссии (п. 8 ст. 75 ТК). То есть для привлечения работника-инвалида 3-й группы к сменной работе (например, сторожем) необходимо заключение экспертной профпатологической комиссии.
Сокращенная продолжительность рабочего времени предусмотрена для работников-инвалидов 1-й и 2-й групп (ст. 69 ТК), в связи с чем работник-инвалид 3-й группы вправе осуществлять трудовую деятельность при нормальной продолжительности рабочего времени.
Однако работодатель должен помнить, что согласно ст. 77 ТК инвалиды не допускаются к сверхурочной работе.

Методист осталась за заведующую на время ее отпуска. Как выстроить общение с коллегами, чтобы не превысить полномочия
Как очистить методкабинет от лишнего и сделать его функциональным: план действий методиста на август
Нельзя расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пп. 2) п. 1 ст. 52 ТК (сокращение численности или штата работников), с беременными женщинами, которые предоставили справку о беременности, с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иными лицами, воспитывающими указанную категорию детей без матери (п. 2 ст. 54 ТК).
В данном случае работодатель не вправе сократить данную штатную ставку, пока основной работник находится в декретном отпуске. Работодатель обязан сохранить за ней место и должность (п. 3 ст. 100 ТК).
Поэтому руководитель не вправе сократить временно принятого работника в связи с сокращением численности или штата работников.
