ещё
свернуть
Все статьи номера
№11, 2021
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Алгоритм, который поможет восполнить знания детей начальной школы

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях обучающихся – неотъемлемая часть деятельности каждого педагога. Своевременность и тщательность этой работы – залог высоких результатов обучения. Обеспечьте активную работу каждого обучающегося.

Цели работы по восполнению знаний:

формирование прочных знаний;

обучение приемам самоконтроля;

развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Как проводится работа по устранению пробелов в знаниях

Проводите ее в несколько этапов:

1. Продиагностируйте знания обучающихся.

2. Зафиксируйте пробелы в знаниях, умениях и навыках.

3. Проанализируйте допущенные ошибки.

4. Запланируйте работы по устранению пробелов.

Анализируя причины пробелов в знаниях, можно выделить наиболее важные:

  • непрочное усвоение теоретических сведений по предметам;
  • отсутствие орфографической зоркости;
  • недостаточный уровень сформированности навыков применять знания на практике;
  • отсутствие должного контроля за выполнением домашних заданий со стороны родителей.
Что является основным показателем для организации работы по восполнению потерь в знаниях:
  • пробелы в знаниях по учебной программе предмета;
  • несформированные умения и навыки учебно-познавательной деятельности;
  • недостаточный уровень развития личностных качеств, проявления самостоятельности, организованности, необходимых для успешного обучения;
  • эмоциональный дискомфорт.

Чтобы восполнить пробелы в знаниях:

  • выявите причины отставания учащегося и определите уровень его учебных достижений;
  • изучите потребности учащегося для оказания индивидуальной поддержки;
  • разработайте индивидуальный план обучения с подбором дифференцированных заданий;
  • проводите постоянную обратную связь.

Самостоятельно разработайте алгоритм восполнения знаний учащихся по предмету с учетом образовательных потребностей и индивидуальной траектории развития ученика.

Как это лучше сделать:

  • интегрируйте цели обучения, темы уроков учебного предмета за прошлый и текущий учебные годы;
  • распределите материал прошлого учебного года по предметам на весь период нового учебного года;
  • включите повторение учебного материала до изучения новой темы/цели обучения;
  • проводите дополнительные занятия по темам, вызвавшим затруднения;
  • проводите индивидуальные и групповые консультации для учащихся по сложным темам/целям обучения;
  • организуйте олимпиады по пройденному учебному материалу по предмету;
  • организуйте каникулярные школы;
  • разработайте и включите учебные задания по пройденной программе при проведении формативного оценивания;
  • реализуйте исследовательскую и проектную работу с использованием материала за прошлый учебный год;
  • используйте часы вариативного компонента Типовых учебных планов организаций образования, в том числе гимназий/лицеев, на проведение занятий по восполнению знаний обучающихся.

Алгоритм работы со слабоуспевающими учащимися

1. Совместно планируйте уроки и учебную деятельность с несколькими педагогами (повторение, закрепление учебного материала, выполнение минимума учебных заданий для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению ошибок и др.).

2. Организуйте сопровождение и консультирование в ходе учебной деятельности.

3. Обеспечьте психологическую адаптацию первоклассников и уязвимых детей.

4. Простимулируйте учебную деятельность (поощрите, создайте ситуации успеха, побудите детей к активному участию в процессе обучения и др.).

5. Проведите мониторинг учебной деятельности и достижений учащихся: регулярный опрос учащихся, проверку выполнения учебных заданий, обратную связь, активизацию самооценивания и др.

6. Проведите по необходимости дополнительные занятия и организуйте взаимопомощь.

7. Окажите посильную помощь и подсказку родителям слабоуспеващих детей.

8. Используйте систему дистанционного обучения для выполнения самостоятельных заданий.

Чем руководствоваться при организации работы по восполнению пробелов знаний

При организации работы по восполнению пробелов знаний необходимо руководствоваться приложением к Методическим рекомендациям по организации летней школы в 2020/2021 учебному году (приказ МОН РК от 26.05.2021 г. № 240).

Одним из главных направлений работы в начальной школе остается развитие речи.

В целях формирования грамотного письма можно рекомендовать

  • систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;
  • повысить ответственность учащихся и родителей за выполнение домашнего задания.

Далее разъясним на готовом примере, как использовать кубик Блума для развития речи детей в начальной школе.

Как использовать кубик Блума для развития речи у учащихся начальной школы

Используйте знакомые всем нам с детства кубики, которые учащимся могут дать очень многое.

Чтобы развить речь учащихся начальной школы, попробуйте использовать готовый макет кубика Блума, который можно применять на уроках. Он поможет детям правильно строить устные высказывания. Прием универсальный. Его используют не только педагоги, но и специальные педагоги: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Вопросы сформулируйте сами. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии, когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

Если вопросы формулируют сами дети, то такой вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка, с ними могут справиться только старшие дети.

Что такое кубик Блума

Справка
Кубик Блума – это прием технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум. Предложенная им теория предполагает, что учитель предлагает ученику не готовое знание, а проблему. А школьник использует свой опыт и знания, чтобы разрешить ее.

Кубик Блума – это бумажный куб, на гранях которого написаны начала вопросов: «Почему…», «Объясни…», «Назови…», «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…». Вопросы можно формулировать по желанию. Следите за тем, чтобы они затрагивали все стороны темы урока. Прием можно применять на уроках с 1-го класса. Он поможет детям научиться четко, логично и последовательно выстроить устный ответ, пересказывать тексты, строить развернутое, полное высказывание, эффективно участвовать в учебном диалоге, выслушивать ответы сверстников и вступать с ними в диалог.

Вы можете изменить внешний вид кубика, например, напишите на одной из граней «Практика». Если ученику выпадает эта грань, он открывает кубик, внутри которого находятся свернутые листочки с заданиями. Так вы предоставите ученику возможность вытянуть случайную тему для работы, которую он должен выполнить к следующему уроку. Предварительно подготовьте задания по теме урока. Можно вместо шестиугольного кубика сделать многоугольник, который состоит из восьми граней, а на грани «Практика» поместить конвертик для вопросов.

Как работать с кубиком Блума

Начиная работать с кубиком Блума, бросайте его и задавайте вопросы сами. Используйте прием на этапе закрепления знаний, так как он предполагает, что дети уже имеют знания по теме.

Бросайте кубик сами. Этот способ используйте на начальной стадии, когда нужно показать ученикам способы работы с кубиком. Когда дети поймут принцип, можно предложить им самим бросать кубик и формулировать вопросы. Лучше не предлагать ученикам сразу самим задавать вопросы, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют навыка.

Готовьте вопросы до урока. Задания, которые начинаются со слова «Назови», предполагают воспроизведение знаний. Они самые простые, например, назови предмет, его цвет, размер.

Вопросы, которые начинаются со слова «почему» позволяют описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например, почему растения гибнут без света, птицы улетают осенью на юг.

«Объясни» – это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы: объясни, как ты можешь увидеть полярную звезду, как отличаешь живую природу от неживой.

«Предложи» – ученик должен объяснить, как использовать знание на практике для решения конкретных ситуаций. Например, предложи, как вести здоровый образ жизни, как можно очистить воду в домашних условиях.

«Придумай» – это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например, придумай, как закончить сказку, рассказ, стихотворение; транспорт, который не загрязняет воздух; задание для одноклассников на тему…

«Поделись» – это вопросы, которые нужны, чтобы активировать мыслительную деятельность детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Например, поделись, какими правилами поведения на природе ты пользуешься.

ПРИМЕР

Например, «Поговорим об осени».
Назови: «Осень – теплая, дождливая, холодная, ветреная». (Опиши предмет или явление, назови формы, размер, цвет и т. д.)
Почему – «В отличие от зимы осень лучше». (Сравни с подобным, укажи сходство и различие.)
Предложи – «Грусть, осень». (С чем ассоциируется данное явление, предмет.)
Сделай анализ – «Осень – это время года». (Расскажи, какое это время года, как сделано.)
Используй – «Осенью можно собирать урожай». (Приведи примеры использования и покажи применение.)
Дай оценку – «Осенью надо беречь здоровье, потому что уже холодно, можно промочить ноги и заболеть». (Укажи плюсы и минусы.)

Таким образом, педагоги могут придумывать различные варианты проведения занятий, не только в привычном формате, но и через игры, активность, креатив.

Далее идут ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

1. Каковы требования к уровню подготовки выпускника класса предшкольной подготовки?

Требования к уровню подготовки выпускника класса предшкольной подготовки приведены в Перечне умений и навыков детей от рождения до приема в 1-й класс в приложении к Государственному общеобязательному стандарту образования всех уровней образования, утвержденному приказом МОН РК от 31.10.2018 г. № 604.

2. Какова нагрузка педагога предшкольного класса?

В соответствии с нормой ст. 8 Закона РК «О статусе педагога» для исчисления месячной заработной платы педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в предшкольных классах школ, лицеев, гимназий, нормативная учебная нагрузка в неделю составляет 24 часа.

Согласно данной нагрузке педагог выполняет следующие функции:

  • организует учебную деятельность согласно ТУПам;
  • составляет перспективный план и циклограмму на неделю;
  • организует и проводит режимные моменты: утренний прием, утреннюю гимнастику; виды детской деятельности: игровую, творческую, познавательную, экспериментальную самостоятельную; прогулки, индивидуальную работу, оздоровительные мероприятия и др.;
  • отслеживает развитие умений и навыков у детей через диагностику: стартовую, промежуточную и итоговую;
  • проводит работу с родителями;
  • принимает участие в мероприятиях, проводимых в организации образования: совещания, педсовет, методсовет, конкурсы;
  • организует и проводит утренники, досуг, спортивные мероприятия.
№11, 2021
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Скорая помощь методиста для родителей: 9 идей, если ребенок временно не ходит в сад из-за карантина

Хотя детские сады сейчас работают в обычном режиме, некоторые родители не водят ребенка из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации. При этом они испытывают недостаток поддержки со стороны воспитателей и постоянно обращаются с вопросами. Но если в период самоизоляции педагоги находились дома и могли консультировать родителей, то сейчас они работают с детьми в группе и не могут отвлекаться на сообщения в чате.

Выход – предложите им алгоритм, чем занять ребенка дома в течение дня. Используйте для этого все педагогические наработки, которые воспитатели и специалисты разместили на сайте детского сада. Главное – разъясните родителям, в какой половине дня и какие занятия лучше проводить с ребенком.

1
идея

Видеоинструкция, как складывать одежду

Если в детском саду дети привыкли сами складывать свои вещи перед сном, то дома, когда рядом нет воспитателя, дошкольники про это правило часто забывают.

Предложите родителям готовую видеоинструкцию, как складывать одежду.

Напомните в ней воспитанникам, что дома тоже нужно соблюдать порядок.

Такую видеоинструкцию родители смогут включать ребенку ежедневно.

2
идея

Утренняя зарядка

Дома у детей очень быстро возникает дефицит двигательной активности. Чтобы решить эту проблему, предложите родителям видеоролики с утренней зарядкой.

Используйте знакомые детям движения и музыкальное сопровождение.

Такие видеоролики помогут родителям воссоздать дома режимный момент, к которому дошкольники привыкли в детском саду. Дети смогут продемонстрировать родителям, как умеют выполнять упражнения, и проконтролируют, как их выполняет мама или папа. Такая совместная зарядка подарит всем членам семьи заряд положительных эмоций на весь день.

3
идея

пояснение

Игра «Как помочь Айдару?»

Чтобы занять ребенка днем и сделать домашние дела, мамам приходится придумывать разные игры. Но наступает момент, когда фантазии уже не хватает, а ребенок требует внимания. Предложите организовать с ребенком игру «Чем помочь Айдару?».

Запишите видеообращение от лица знакомой детям игрушки-персонажа, которую используете на занятиях в группе. Например, от лица мальчика Айдара.

В обращении сообщите, что Айдар скучает без Айши (Софии, Алены), которая сейчас не ходит в детский сад. Чтобы дошкольник тоже не скучал дома, он передал родителям конверт с заданиями, которые ребенок должен выполнить в течение дня. В качестве заданий могут быть любые посильные ребенку поручения по дому. В зависимости от ситуации эту игру родители могут проводить в течение 2–3 дней. В конце каждого дня родители фиксируют, что сделал ребенок, и оформляют небольшое портфолио, чтобы показать его Айдару и всем ребятам в группе. Потом Айдар присылает ребенку видеопривет от ребят из группы.

Такая игра поможет не только занять ребенка дома, но и вызовет у него эмоциональный отклик и желание помочь сказочному герою. Будет развивать творческое воображение, фантазию ребенка, а главное – поможет родителям в игровой форме создать ситуацию, когда задание нужно выполнить обязательно.

4
идея

Кулинарные мастер-классы

Кухня – самое посещаемое помещение в доме. Родители, которые сейчас на удаленке, часто работают тоже в кухне, пока дети смотрят в комнатах мультфильмы и играют в компьютерные игры. Но когда детям надоедают эти занятия, они перебираются на кухню. Чтобы помочь родителям избежать конфликтных ситуаций с детьми, предложите им организовать кулинарный мастер-класс. Попросите сделать репортаж из кухни: мама готовит любимое блюдо семьи, а ребенок – фотографирует или записывает видео и комментирует.

5
идея

Дидактическая игра «Угадай, чего не стало»

Дистанционные занятия предполагают, чтобы взрослый обязательно находился рядом с ребенком. Однако не все задания требуют от родителей сидеть вместе с ребенком перед компьютером. Нужно предоставлять дошкольникам возможность проявить самостоятельность. Запишите видео дидактической игры «Угадай, чего не стало». В группе дети любят играть в эту игру, поэтому правила им знакомы.

Возьмите несколько крупных предметов, чтобы их хорошо было видно. Например, ножницы, линейку, книгу, куклу, мягкую игрушку, расческу. Посторонние предметы уберите из поля зрения ребенка. Напомните правила игры: внимательно посмотреть на предметы на столе, запомнить их. Закрыть, а потом открыть глаза и угадать, чего не стало. Задача родителей – проконтролировать, чтобы ребенок не открывал глаза.

Важно проговаривать правильный ответ, чтобы ребенок мог себя проверить. Запишите несколько таких игр с разными предметами, в том числе по разным лексическим темам. Например, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы. Игра будет развивать у детей память, внимание, наблюдательность, грамматический строй речи.

6
идея

Графический диктант

Старшим дошкольникам предложите задание – выполнить графический диктант. Задача родителей – подготовить рабочее место, чтобы ребенку было удобно, и обеспечить тишину в комнате. Задание потребует от ребенка сосредоточенности и внимательности.

Возьмите тетрадный лист в клетку, так как рисовать вы будете строго по клеткам. Это может быть любая фигура, но не очень большая: дом, танк, собака, рыба, робот. Рассчитывайте время так, чтобы ребенок успел за занятие выполнить графический диктант до конца. Продолжительность занятия – не более 10–15 минут.

В начале видео запишите четкую инструкцию для ребенка и объясните, что сейчас вы будете вместе с ним рисовать по клеткам, но не говорите, какую именно фигуру. Чтобы получился рисунок, ребенок должен внимательно слушать, в каком направлении проводить линии и сколько клеток вправо-влево, вверх-вниз отсчитывать. Затем вы начинаете четко проговаривать направление движения руки и параллельно выполняете рисунок на своем листе, ребенок – на своем. В конце занятия вы показываете ребенку на экране свой рисунок, а ребенок сверяет, так ли у него получилось. Такое занятие развивает внимание, умение слушать, логику, пространственное воображение, а также готовит руку к письму. Рекомендуйте его родителям подготовишек.

7
идея

Дистанционный мастер-класс «Делаем полезные вещи»

Один из вариантов дистанционного занятия с детьми и родителями – мастер-класс, когда воспитатель показывает, как сделать с ребенком поделку или нарисовать рисунок в нетрадиционной технике. Лучше проводите мастер-классы и делайте с детьми и родителями то, что они потом будут использовать. Обязательно заранее проинформируйте родителей или сделайте аннотацию, если видео мастер-класса размещено на сайте детского сайта, какие материалы им потребуются для поделки.

8
идея

День хвастовства

Каждая тематическая неделя в детском саду заканчивается итоговым мероприятием. Предложите родителям в виде отчета проводить с детьми «День хвастовства» и выкладывать в чат достижения детей за неделю. Дети будут хвастаться, что они сделали: какие рисунки нарисовали, какие бутерброды с мамой приготовили, какие песни и стихи выучили, как помогли младшему брату или сестре, какие задания воспитателя выполнили.

Каждое достижение ребенка родители могут записывать на цветные листочки и собирать их в папку или прикалывать на доску, делать фотографии детских работ, записывать видео. Такой сбор информации не только пополнит портфолио дошкольников, но и сделает каждый день дома запоминающимся. Кроме того, у ребенка будут те же поделки, которые остальные дети в это время делали в группе.

9
идея

Аудиосказка от любимого воспитателя

Восприятие художественной литературы – один из видов деятельности детей по ФГОС. В детском саду воспитатели регулярно читают детям, а потом обсуждают с ними сказки, рассказы, басни.

Самоизоляция показала, что во многих семьях нет традиции семейного чтения, родители не знают, как заинтересовать ребенка книгой. У некоторых не оказалось дома даже детских книг.

Чтобы организовать с детьми занятие по восприятию художественной литературы, запишите, как вы читаете сказку, и отправьте родителям ссылку на видео. Сделайте серию записей.

Родители смогут включать запись ребенку перед сном, когда он уже успокоится и будет готов слушать.

№11, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Как развить познавательно-исследовательскую деятельность детей: готовый сценарий педсовета

Цели

Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.

Совершенствовать педагогическое мастерство.

Повышать методический уровень педагогов.

Способствовать творческому развитию воспитанников.

Организационный момент

Заведующий. Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете. Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации познавательно-исследовательской деятельности.

Для начала давайте поиграем в «Паутину». Присядьте в круг. У меня есть клубок, я обмотаю нить с клубка вокруг ладони и перекачу клубок кому-нибудь из вас. Тому педагогу, которому я направлю клубок, скажу, что мне нравится в этом человеке. Это может быть черта характера, какое-либо качество или же просто приятные слова. Затем этот человек также обматывает нить вокруг ладони и катит уже другому коллеге и т. д.

Теперь освободитесь от нитей и аккуратно положите нашу паутину на ковер. Чтобы наш коллектив стал еще более дружным и сплоченным, предлагаю в нашем маленьком «государстве» вводить какие-нибудь новые, добрые традиции. Сейчас каждый из вас на листках, не подписываясь, напишет свои идеи, мысли, пожелания по поводу новых креативных традиций в нашем саду. Поверьте, что любая просьба или пожелание не останутся без внимания.

Методист. Перед тем как перейти к более сложной части педсовета, предлагаю несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
 

Игры для создания положительного психологического настроя «Мозговой штурм»

Упражнение «Цепочка»

Назовите фамилии педагогов и психологов, занимающихся аспектами детского экспериментирования.

Объясните высказывание Льва Семеновича Выготского: «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».

Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого?
С какого возраста можно начать работу по экспериментированию?
Что необходимо для любого экспериментирования?

Блиц-опрос

  • Ищем, думаем, дерзаем.
  • На вопросы «что?», «когда?» – отвечаем без труда!
  • Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (Число 6)
  • Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Надо спрыгнуть с нижней ступеньки.)
  • Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (Тень слона)
  • Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
  • Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все)
  • Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?
  • Кто спасает зайцев от весеннего половодья: дед Мазай, Дед Мороз, МЧС РК?
  • Что Красная Шапочка несла бабушке: акции, пирожки, слабительное?
  • Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?

О методе экспериментальной деятельности

Для начала определим содержание основных понятий и терминов данной проблемы по экспериментированию. Предлагаю разделиться на две команды. Каждая команда получает карточку с названием команды «ИСКОРКА» или «ОЗАРЕНИЕ» и должна выполнить следующее задание: на каждую букву в течение 2 минут участники команды должны подобрать слова, которые имеют отношение к познавательно-исследовательской деятельности.

Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, как педагоги передают им знания, но и от обратной связи: от позиции самого ребенка, его активности.

Игровое упражнение «Перевертыши»

Задание. Строки из пословиц и поговорок перевернуты. Соберите правильный вариант.

Чем полезны такие приемы в работе?

Да, такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать. Эта деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.

Главное достоинство метода экспериментальной деятельности заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны и явления.

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал, но часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами.

  • Миф 1-й. Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
  • Миф 2-й. Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.
  • Миф 3-й. В организациях образования нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.
  • Миф 4-й. Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п.
  • Миф 5-й. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
  • Миф 6-й. Главный результат такой работы – победа на конференции.
  • Миф 7-й. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

Постараемся развеять их, вдруг кто-то еще сомневается.

Как вы понимаете выражение «готовность к исследовательской деятельности»?

Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой. Что движет вами? Как вы определяете для себя цель этой работы?

Цель любого педагога в обучении ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи взрослого. Задача – научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложных рассуждений делать правильные выводы.

Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить четкой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

При правильной организации работы, когда взрослый  – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

В чем, на ваш взгляд, значимость и полезность исследования?

Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяют почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проблема заключается в том, что мы торопимся научить ребенка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Как эффективно развивать познавательную активность дошкольников

Рассмотрим пути эффективного развития познавательной активности дошкольников.

1. Выстраивайте обучающий процесс таким образом, чтобы ребенок стал его активным участником, а не пассивным наблюдателем и слушателем

Часто воспитатели используют форму прямого обучения. Легче самим рассказать детям определенные сведения, чем организовать процесс самостоятельного детского исследования. При таком обучении ребенок пассивно слушает, иногда запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует, и шансы ребенка развить высокую познавательную активность резко снижаются.

2. Привлекайте родителей к совместной деятельности с детьми, чтобы заинтересовать детей и повысить их стремление к активному участию в познавательном процессе

Учитывая пассивность родителей, их ментальность, заинтересовать их сложно, поэтому необходимо применять разнообразные интересные формы работы, чтобы привлечь внимание к проблеме и сделать своими единомышленниками.

3. Повышайте профессиональные умения через поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения педагогов ДО

Мы с вами осваиваем новые формы работы посредством семинаров-практикумов, мастер-классов, открытых педагогических мероприятий, взаимодействуем с другими детскими садами и применяем дистанционное обучение.

  1. Выстраивайте обучающий процесс таким образом, чтобы ребенок стал его активным участником, а не пассивным наблюдателем и слушателем
  2. Привлекайте родителей к совместной деятельности с детьми, чтобы заинтересовать детей и повысить их стремление к активному участию в познавательном процессе
  3. Повышайте профессиональные умения через поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения педагогов ДО

Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»

  • Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом.)
  • Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку.)
  • Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь всё богаче! (Потереть ладонь о ладонь.)
  • Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой.)
  • На пути у меня нет преграды, всё получится так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками.)
  • Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны.)
  • Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен, и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны.)
  • Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох.)

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности в ходе всех режимных моментов. Для этого мы создаем специальные условия в развивающей среде, стимулирующие развитие исследовательской деятельности.

Какие внешние условия, на ваш взгляд, способствуют успешности исследовательской деятельности?
  • Поддерживать интерес детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
  • Создать в группе благоприятный микроклимат, где приветствуется и поощряется интерес к исследованию, наблюдению и самостоятельному экспериментированию.
  • Создать в группе и в саду комфортные и методически грамотные условия для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
  • Организовать в группах уголки, зоны для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.
  • Использовать уголок природы и огород на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
  • Предварительно протестировать детей, чтобы выявить их интересы к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами. Понять, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
  • Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
  • Разработать методы стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
  • Привлекать родителей к детским исследовательским проектам.

Проблемные вопросы, которые можно задавать для активизации процесса экспериментирования:

  • Почему карандаш рисует, а палочка нет?
  • Что будет, если снег принести в комнату?
  • Почему шарик катится, а кубик нет?
  • Что будет лучше прыгать: деревянный шарик или резиновый мяч? Почему?
  • Какой кубик тяжелее: большой или маленький? Почему?
  • Из сухого или мокрого песка можно сделать кулич? Почему?
  • Куда можно вбить гвоздь? (Дощечка и металлический брусок)
  • Какая вода? (Свойства воды)
  • Что в пакете? (Обнаружение воздуха в пространстве)
  • Изготовление цветных льдинок. (Вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.)
  • Почему черный камушек нагревается сильнее?
  • Этот платочек высох быстрее. Почему? (Потому что положили на батарею.)

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования: способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Зачем создавать проблемную ситуацию?

Проблемная ситуация – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение у дошкольников интереса к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, он должен сам их искать.

За годы работы педагоги привыкли задавать вопросы детям и выслушивать ответы на них, а чаще и сами дают ответ на поставленный вопрос. Дошкольники разучились задавать вопросы педагогам. В этом случае не происходит обратной связи от детей к педагогу, он не погружает их в ситуацию активной мыслительной деятельности.

«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал», – писал В. А. Сухомлинский.

Проект решения педсовета

1. Продолжать создавать в ДО психолого-педагогические условия для развития проектно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей в соответствии с возрастом.

Ответственные: воспитатели.

Дата: в течение года.

2. Включить отобранные материалы в картотеки в свободное от организованной учебной деятельности время.

Ответственные: воспитатели.

Дата: в течение года.

3. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ, книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.

Ответственные: воспитатели.

Дата: в течение лета.

4. Разработать модель развития проектно-исследовательской деятельности в ДО и семье по следующим направлениям:

«Создание условий для экспериментальной деятельности»;

«Взаимодействие с детьми»;

«Работа с педагогическим коллективом»;

«Сотрудничество с родителями».

Ответственные: все педагоги.

Дата: в течение года.

Рефлексия: проективное рисование «Я – педагог».

Педагоги изображают на альбомных листах себя в своей профессии. После окончания работы проводится обсуждение.