Как применить сторителлинг в образовании, чтобы повысить запоминаемость учебного материала

Современное поколение обучающихся – это дети, которых одни ученые называют поколением Digital, другие – поколением Z, а третьи – поколением Альфа. Но все они сходятся в одном: современные дети стремительно овладевают IT-технологиями и в связи с этим формы их общения трансформируются, обрастая мемами и другой информацией из социальных сетей и сайтов в Интернете. То есть современным учителям буквально приходится бороться за внимание ученика с TikTok и YouTube-блогерами.
Чтобы оставаться интересными, многие педагоги стали обращаться к проверенному временем методу – подаче материала в виде историй. С древнейших времен практически у всех народов сказители и акыны передавали свои знания молодежи в виде эпосов, сказаний, легенд. Теперь это приобрело современный формат и называется – сторителлинг (storytelling – рассказывание историй).

Как технический прием сторителлинг впервые был использован руководителем одной из корпораций США Дэвидом Армстронгом для улучшения показателей работы компании и быстрого обучения новичков, где «одним из принципов работы была связь теории с практикой».
Сегодня сторителлинг чаще всего используется в бизнесе и рекламе для продвижения каких-либо продуктов.

В образовании сторителлинг стали использовать совсем недавно, и сейчас его можно описать как педагогическую технику, построенную на использовании историй с определенной структурой и героем, направленную на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.

Сложность в использовании сторителлинга как любого нового явления состоит в том, что на данный момент готовых историй по конкретным предметам практически нет. Следовательно, педагогам приходится самим разрабатывать истории. Давайте разберемся, как правильно это делать.
Об особенностях сторителлинга и причинах его популярности
Для начала важно понять особенности сторителлинга и понять причины, по которым он так быстро завоевал популярность. А они просты:
Причина 1-я. Сторителлинг быстро способствует запоминанию
Сторителлинг создает контекст, тем самым способствуя запоминанию. Наш мозг с трудом запоминает числа, данные или факты вне контекста. Но если мы получаем ту же самую информацию с контекстом, то систематизируем, понимаем и запоминаем ее намного легче, поскольку контекст позволяет нам визуализировать данные, превращая сложную, абстрактную или случайную информацию в простую для понимания. Например, донести до детей, как появилась геометрия или как изобрели первый двигатель, проще, если рассказать историю от первого лица, погрузив их в атмосферу того времени.
Причина 2-я. Истории пробуждают эмоции и устанавливают доверительные связи между людьми
Человек – социальное существо. Наше выживание и счастье зависят от других людей, поэтому природа наградила нас способностью считывать эмоциональное состояние соплеменников: злы они или добры, опасны или безопасны, друзья или враги. Кроме защитной функции, этот механизм позволяет формировать отношения и строить связи с другими людьми. Например, гораздо эффективней рассказать о том, что случилось с каким-нибудь пусть даже воображаемым учеником на занятии, чем просто читать лекцию по технике безопасности.
Виды сторителлинга
Классический сторителлинг
Классический сторителлинг – это реальная жизненная ситуация (или придуманная история), рассказываемая педагогом. Обучающиеся при этом только слушают и воспринимают информацию. В данном случае классический рассказ – это конкретная учебная информация, поданная в виде яркой запоминающейся истории (правила, теории, экспериментальные законы и пр.).
Например, сравните подачу информации в традиционном формате и в виде классического сторителлинга.


Активный сторителлинг
Активный сторителлинг – неявная история, канва которой задается педагогом. Обучающиеся при этом активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания данной истории. Поэтому для активного сториттелинга не используются явные знания и данные (правила, определения), а чаще всего дается часть информации, дополнения к которой могут появиться в практической деятельности.
При активном сторителлинге обучающиеся могут
- создавать истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям преподавателя;
- моделировать различные ситуации и искать пути выхода;
- анализировать истории самостоятельно или с преподавателем.
«Учил я как-то правило «Гласные О и Ё после шипящих в корне слова».
Вроде бы выучил. Погулял, решил снова повторить. Учебник не стал открывать, понадеялся на свою память.
– В корне слова под ударением пишем…
И тут я запнулся. Хоть убейте меня, я не помнил, что мы там пишем: О или Ё? Да что ж это такое? Как ни пытался вспомнить – не мог. Думаю, надо доставать учебник. Да не тут-то было! Не могу найти книгу – и всё тут! Уже везде посмотрел – как в воду канула. А я не вспомню, что же писать: О? Может, Ё? Наконец-то нашел учебник: он случайно упал за кресло, где я усиленно занимался зубрежкой. Открыл. Ура! Пишем Ё! Но тут же еще и исключения. Как их запомнить?
– Шов, шорох, капюшон, крыжовник, шомпол, – читаю я.
Как выучить?
Тогда я придумал для себя такую историю: «Я чистил ружье шомполом, вдруг услышал в кустах крыжовника шорох. Я накинул капюшон и пошел посмотреть, в чем дело. Да зацепился за колючку, порвал куртку. Пришлось накладывать шов».
Вот такая история со мной приключилась».
Цифровой сторителлинг
Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).
Это направление сейчас находится в активном развитии: создаются специальные сайты, приложения с готовыми историями. Например, российско-французский портал Edstories, где вы сможете найти материал по основным школьным предметам, профессионально выполненные короткие (4–5 минут) видеоуроки со встроенными интерактивными заданиями.
При использовании любого вида сторителлинга важно придерживаться правил создания и рассказывания самой истории:
- подавать неформально, доступным языком;
- быть краткой и легко запоминающейся;
- связана с реальной ситуацией, о которой рассказывается;
- целесообразно обращаться к популярным среди детей персонажам сериалов, фильмов, комиксов.
Не каждая история может претендовать на роль качественного образовательного сторителлинга. Раскроем некоторые правила на конкретных примерах.
4 правила при использовании сторителлинга
Правило 1-е. Язык сторителлинга должен быть неформальным, доступным, без нравоучений
Возьмем для примера две формулировки – один из курса биологии, другой – переработанный.


Естественно, вторая фраза доступнее для учащихся и создает более прочную основу для усвоения последующей информации.
Правило 2-е. Истории должны быть краткими, связанными с реальными ситуациями. Так они легко запомнятся.
Обе истории написаны в контексте сторителлинга. Какой историей учащиеся заинтересуются больше?
Сравните две истории из курса химии


Обе написаны доступным языком. Но первая история, во-первых, не учитывает возрастных особенностей школьников и ее построение больше подходит для учащихся начальных классов. Во-вторых, ее объем и большое количество персонажей приводит к размыванию необходимой информации. В-третьих, любой учащийся сразу поймет, что данная история не содержит реального контекста.
Правило 3-е. Используйте в историях героев популярных мультфильмов или комиксов
Еще более актуально в историях использовать героев популярных мультфильмов или комиксов, или даже брать готовые сюжеты из фильмов, напоминая детям, что случилось с их любимым персонажем.
Представьте: урок биологии, тема – «Земноводные». Вы начинаете рассказывать про классы амфибий, их виды, подвиды… И тут вспоминаете Гарри Поттера из «Кубка огня» и на примере Гарри-амфибии рассказываете об особенностях земноводных.
Закрепить информацию поможет памятка. Скачайте и сохраните себе в методическую копилку.
Нажмите, чтобы посмотреть полностью


Правило 4-е. Для написания своей собственной истории необходимо придерживаться четких пунктов
Смысл и содержание. История должна соотноситься с реальностью, с жизненным опытом. Неизменные атрибуты: развивающийся сюжет, герои и «приправа, которая создает вкус» – метафоры.
Цели и выводы. Хорошая история воздействует и на эмоции, и на разум. Она должна содержать понятную идею, ради которой она и рассказывается.
Качественное оформление. Информацию, историю лучше визуализировать. Лучше, например, представить идею интерактивно: в презентации или в фото.
Пока вы не придумаете собственные истории сторителлинга, воспользуйтесь готовыми шаблонами.
4 готовых шаблона сторителлинга
Шаблон 1-й. На основе реальных ситуаций
В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.
Шаблон 2-й. На основе повествования
Вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса учащихся к теме занятия.
Шаблон 3-й. На основе сценария
Учащийся становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.
Шаблон 4-й. На основе проблемных ситуаций
Способ решения проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Большинство историй имеют следующую структуру.
Яркое и короткое вступление, обозначающее проблему, которую необходимо ре- шить.
Если учащиеся, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредоточивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту учащихся.
Развитие события, где раскрываются основные сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее вникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится всё напряженнее.
Кульминация, знаменующая пик истории и ее разрешение. Проблема решена, и все тайны раскрыты, причем, как правило, решение бывает не таким, как мы ожидали.
Заключение, в котором подводятся итоги истории.
Примеры использования сторителлинга на уроках химии
Приведем несколько примеров использования сторителлинга на уроках химии.

Катализатор, или Благородство Платины
В далекой-далекой галактике воспитывался мальчик. Воспитывался благородно, как и все в его роду Платиновых. Держались они самобытно (самородно), общались с соседями мало. Скучно стало ему, и принялся он уговаривать родителей: «Отпустите меня. Хочу новые миры посмотреть, на новых планетах побывать». «Хорошо, — ответил отец. — Но не забывай, что ты из благородного рода! Веди себя достойно. И если уж попадешь в какую-то историю, сумей сохранить себя». Вскоре прилетел молодой человек на планету «Органические вещества», и, странное дело, его благородство оценили многие семейства. Жизнь в них закипела с новой силой. Несмотря на свое бескорыстие, сам Платина не менялся. Вскоре он открыл свою фирму и назвал ее «Катализатор». Много работал, ездил по вызовам, прославился в различных семьях Органических веществ, но всегда сохранял свое благородство и самобытность.
После истории учащиеся, должны выделить существенную информацию, отвечая на вопросы:
- Охарактеризуйте понятие «Благородные металлы».
- Почему платина относится к самородным веществам?
- Подумайте, почему органические вещества ценят платину?
- Что такое катализатор?
- Чем тушить пожар?

«Возгорание в промзоне. Предположительно – трейлер с магнием», – поступило сообщение по рации. Арман заволновался и, собираясь, стал вспоминать, чему его учили на первом курсе… Тогда это казалось несущественной глупостью.
Тогда преподаватель подполковник Ионова и курсант Сарсенов стояли у доски. Задача из сборника задач по химии издательства МЧС: «Оцените возможность использования в качестве средства тушения пены на основе галогенозамещенного пенообразователя на примере четыреххлористого углерода для тушения щелочных металлов на примере натрия. Ответ обоснуйте. Приведите примеры, какие средства тушения допустимы для тушения подобных веществ».
– Чем вы будете тушить щелочные металлы?
– Водой! – ответил курсант Сарсенов.
– Почему? Обоснуйте! – предложила Ионова.
– Ее много, она дешевая, текучая, с высокой теплоемкостью, ее легко подавать на большие расстояния, и еще – вы же сами нам рассказывали: она работает по трем направлениям: охлаждение-разбавление-изоляция, то есть хороша со всех точек зрения.
– С точки зрения достоинств воды как средства тушения, вы абсолютно правы. Но, выбирая способ тушения, каким принципом мы руководствуемся в первую очередь?
– Безопасностью! – ответили с первой парты.
– Правильно! А что мы подразумеваем под безопасностью в данной ситуации?
Первое правило: при выборе безопасного средства тушения – оно не должно вступать в химическое взаимодействие с тем, что мы тушим. Согласно расчету щелочные и щелочноземельные металлы реагируют с водой и с пенообразователем на основе четыреххлористого углерода достаточно бурно, с выделением большого количества тепла, что может привести к взрыву.
Вывод: водой и четыреххлористым тушить нельзя! Выбираем порошковые составы!
Вспомнив это, Арман молниеносно сделал выводы.
После тушения пожара командир сказал:
– Ну, ты молодец! Всех поставил на место. Как ты их лихо остановил от подачи воды… Пусть знают наших!
После прочтения и обсуждения истории учитель может дать учащимся задачи, в которых будут допущены ошибки, и попросить к следующему занятию придумать собственные истории с похожим сюжетом: «А что будет если…».
Как видим, сторителлинг помогает превращать учебные задания из некой абстракции в реальную жизненную ситуацию, увидеть ошибки, закрепить правильный порядок действий, убедиться в практической пользе теоретических знаний.
Чтобы больше узнать о сторителлинге и особенностях его использования, рекомендуем следующую литературу:
- Аннет Симмонс «Сторителлинг. Как использовать силу историй». В книге представлено шесть типов сторителлинга и как их можно применять в зависимости от обстоятельств и аудитории, на которую истории нацелены. Здесь представлено множество историй, которые помогут вдохновиться и написать что-то подобное.
- Роберт Макки «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только». Автор анализирует фильмы и показывает, из каких компонентов складывается хорошая история, приводит примеры, как рассказывать о событиях и как довести героя до кризиса, чтобы зритель, слушатель или читатель сопереживал и не мог оторваться от истории.
- Пол Смит «Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй». В книге представлена матрица историй, которая поможет вам подобрать историю на любую тему.
Кроме того, для обучения сторителлингу создано множество платформ, позволяющих отработать навыки создания устных и цифровых историй. Например, на плафтормах Foxford, 4Brain, Storytelling School.

Игротека цвета для детей. Опыт финалиста конкурса «Воспитатель года»

Чтобы научить детей различать цвета, есть разные варианты заданий. Например, выбрать из трех предметов один «лишний» другого цвета, повязать игрушке косынку цвета ее одежды. Также можно предложить ребенку составить узор-орнамент из элементов разных цветов, отобрать из фигур все одного цвета, раскрасить фигуры с отметками, чтобы проявился рисунок. Чтобы эти задания не наскучили детям, наполните новым содержанием известные детям игры и используйте необычное оборудование.
Игра «Сортировщик»
Игра подходит для детей любого возраста, в том числе для детей с особенностями развития. С ее помощью можно отрабатывать навыки сортировки предметов по материалу, из которых они сделаны, и по цвету, развивать навыки ориентировки в пространстве, закреплять лексические темы, счет.
В младшей группе для игры понадобятся три однотонные корзины разных цветов и карточки по цвету корзин. В качестве карточек можно использовать предметы-заменители, например, «фантики». В старшей группе понадобятся четыре корзины и карточки с изображениями предметов на лицевой стороне. Это могут быть однотонные рисунки, например, синие бутылки для синей корзины, банан или лимон для желтой корзины и т. д., а могут быть и тематические картинки с предметами четырех категорий.
По правилам игры дети вместе принимают решение, в какую корзину какую карточку положить. Такая совместная деятельность развивает у дошкольников коммуникативные навыки, сплачивает детский коллектив.
Когда дети научатся сортировать предметы по цвету, можно постепенно усложнять задания и решать другие задачи. Например, развивать математические представления: предложить детям сортировать предметы определенной формы или с определенным количеством деталей, развивать речь, фонематическое восприятие: попросить распределить по корзинам предметы, названия которых начинаются на одинаковую букву.

Игры с цветовым ковриком
Играть с цветовым ковриком могут дети любого возраста. С младшими дошкольниками достаточно отрабатывать сортировку по цвету. Для этого попросите их взять свободные круги из корзинки и положить на круги такого же цвета на коврике. Детям старше четырех лет можно предлагать более сложные задания. Например, искать не круг такого же цвета, а фрагмент из 3–5 кругов. Для этого заготовьте фигуры, которые в точности повторяют фрагменты цветового коврика. Такое задание развивает внимание, пространственное мышление и восприятие цвета.

Чтобы развивать у детей межполушарные связи и учить ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание и быстро реагировать, предложите им игру «Покажи двумя руками одновременно». Задача детей – показать указательными пальцами обеих рук на круги одного цвета в разных частях коврика.
Чтобы развивать у детей математические способности, предложите выкладывать столько кругов одного цвета или разных цветов, сколько указано на цифре перед ними. Если ребенок будет выкладывать круги разных цветов, можно попросить посчитать, сколько кругов каждого цвета он взял.
Чтобы учить детей читать, а также развивать слухоречевую память и внимание, закрепите за кругами слоги: достаточно трех-четырех слогов. Подготовьте легенду для задания: распечатайте слоги в столбик, положите по одному цветному кругу рядом. Цвета не должны повторяться. Предложите детям «читать коврик»: смотреть на круг и, если круг такого цвета есть в легенде, читать слог, за которым вы закрепили круг этого цвета.
Важно не только заучить с детьми основные цвета и их оттенки, но и показать, где именно какие цвета встречаются. Например, когда дети будут изучать времена года, обратите их внимание на цвет листьев летом и осенью. Когда будете рассказывать про погоду, разберите цвета радуги, облаков и туч.
Чтобы развивать у детей логическое мышление, учить их устанавливать закономерность и последовательность, предложите две игры со схемами. В первом варианте подготовьте мини-коврик из 12 кругов: 3 – в ширину, 4 – в длину и схему с 12 кружочками со стрелками от одного круга к другому. Постепенно добавляйте стрелки: их может быть три для трехлетних детей, четыре – для четырехлетних и т. д. Используйте сюжеты, например, нужно помочь лягушке допрыгать по самым крепким кочкам до домика, пчелкам – сесть на самые яркие цветы – круги.
Для второго варианта игры со схемами необходимо подготовить карточки. На них изобразить последовательность из десяти кругов, которые расположены по прямой линии, и поставить между ними стрелки в одном направлении. Предложите детям выкладывать части этой последовательности из кругов с коврика, например, с первого по пятый круг или со второго по восьмой.
Игра «Найди по адресу»
Еще одна игра «Найди по адресу» научит детей ориентироваться по координатам и таблицам. Задача детей – разложить цветные круги в квадраты по тем координатам, которые указаны цветом круга. Например, если красным написано «Б2», а зеленым – «В4», то ребенок кладет красный круг на ячейку «Б2», а зеленый – на «В4».

Для игры подготовьте поле-таблицу 6×6 ячеек. Ячейка в правом верхнем углу – пустая, в первом столбце от второй до шестой ячейки напишите буквы от А до Д, в первой строке от второй до шестой ячейки – числа от 1 до 5. «Адреса» кругов можно каждый раз писать заново.

Викторина и крестики-нолики
Обращайте внимание детей на то, как во время игры в крестики-нолики выстраиваются значки: горизонтально, вертикально, по диагонали. Так дети лучше освоят эти понятия
Чтобы развивать логическое мышление у старших дошкольников, проведите викторину по цветам и совместите ее с игрой в крестики-нолики. Чтобы детям было интереснее, сделайте большое поле 50×50 см и вырежьте наборы крестиков и ноликов разных цветов.
Перед викториной предложите детям выбрать, какими «крестиками» или «ноликами» будут играть их команды. Главное, чтобы они назвали цвет. Затем объясните детям правила: команды по очереди получают вопрос, на который должны ответить. Если команда отвечает правильно, она ставит свой значок на поле. Ставить их важно так, как и в классической версии игры: чтобы команда выстроила ряд из своих значков по горизонтали, вертикали или диагонали. Если команда отвечает неправильно, право ответить переходит к другой команде. Если они отвечают правильно, то они ставят свой значок. Если и они ошибаются, значок на поле не ставит никто.
Выигрывает та команда, которая сумеет на игровом поле выстроить ряд из своих крестиков или ноликов. Если команды не выстроят три своих знака подряд, то побеждает та, у которой больше знаков на игровом поле.
Затем задавайте каждой команде по одному вопросу о цветах. В первом раунде можно спросить, какого цвета что-либо в природе или в детском саду. Второй раунд проведите по другим правилам: педагог называет цвет, а команды называют, что может быть этого цвета. Та команда, которая отвечает первой, ставит свой значок на поле.

Игра «Бродилка» своими руками
Закрепить у детей знания цветов, отработать лексические темы, поддержать у них познавательный интерес поможет настольная игра «Бродилка», сделать которую вам помогут сами дошкольники. Для этого выберите тему игры и подберите под нее картинку-раскраску хорошего качества в электронном виде. С помощью программ по работе с фотографиями разделите картинку на четыре равные по ширине и высоте в пикселях части. Распечатайте фрагменты раскраски и склейте. Затем предложите детям раскрасить ее.
На раскрашенную картинку выложите цветные круги от коврика, которые образуют маршрут от старта до финиша. За разными цветами кругов закрепите задания для игроков: назвать какой-то предмет, который связан с темой игры или фишкой игрока, на синем круге, назвать качество или описать одним прилагательным предмет игры или фишку игрока на зеленом круге, сказать, что предмет игры или фишка игрока может делать на желтом круге. Вместо фишек возьмите маленькие игрушки, например, из шоколадных яиц, по теме игры. Передвигать их по игровому полю дети будут на столько шагов, сколько выпадет на кубике.

Пример
Если тема игры «Животные», то и фишками должны быть игрушки в виде животных. Когда дети будут попадать на круги, цвет которых подразумевает задания, им надо будет описать признаки и действия того животного, фишкой которого они ходят. Например, если ребенок ходит фигуркой тигра, то он описывает его внешний вид: у тигра есть клыки, когти, черные полоски; он рыже-черный, большой, действия – тигр охотится, бегает, догоняет.
С детьми 5–6 лет договоритесь не повторяться. Например, если кто-то охарактеризовал свою фишку как «зеленый», другой игрок не может использовать это прилагательное. Если игрок не может справиться с заданием, пусть ему помогут другие игроки. Если никто из детей не может выполнить задание, задайте им наводящие вопросы или покажите на примере, как нужно описывать фигурку.

Пример
У ребенка фишка носорога, и он не знает, как его описать. Задайте ему вопросы: «Что у животного на носу?» – Рог; «Какого цвета носорог?» – Серого; «А размера?» – Большого; «Чем питается носорог?» – Травой и листьями, значит, он – травоядный; «Где живет носорог?» – В Африке, значит, это дикое животное.
Игра «Бродилка»
Игра «Бродилка» подойдет для групповой и индивидуальной работы с детьми. С ее помощью вы закрепите у воспитанников умение находить предмет по схеме его расположения, определять цвета и считать количество ходов. Игру можно трансформировать под темы недели.


Тест «Пунктуальный ли вы человек?»

Вы торопитесь на работу или по другим не менее важным делам, но вдруг встречаете подругу, которую вы не видели достаточно длительное время. Каким будет ваше поведение?
Каким образом вы рассчитываете время, когда договариваетесь с кем-то о встрече?
Если всё же по дороге к месту встречи вы понимаете, что опаздываете, как вы поступите?
В какое время вы появляетесь в гостях, куда были приглашены на день рождения или другой праздник?
Вы прерываете разговор со своей подругой (другом) и обещаете перезвонить через полчаса, но позже осознаете, что сделать вам этого не удастся. Как вы поступите?
А теперь пришло время подвести итоги



Приведем пример истории, рассказанной учеником о том, как он учил правило.