ещё
свернуть
Все статьи номера
№6, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Инновационная карта посещения урока, которая поможет оценить профессиональную компетенцию педагога

В этом учебном году заместители директоров организаций образования впервые проходили аттестацию по обновленным правилам. Одним из критериев, по которому оценивали эффективность деятельности заместителя директора по УР, была система дифференцированной работы с различными категориями педагогов. Один из ее аспектов – внедрение в систему ВШК мониторинга профессиональной компетентности учителя. Оценить этот параметр позволяет посещение урока. В статье расскажем, как заместителю директора оформить полученную информацию и оперативно проанализировать эффективность посещенного урока. Поможет в этом авторская разработка инновационной карты посещения и анализа урока. Скачайте ее ниже

Обязательно ли заместителю директора посещать уроки

Посещение уроков является одним из главных объектов ВШК. Заместители директора должны посещать не менее 10–15 уроков в месяц (инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебного процесса в организациях образования республики Казахстан»). Наблюдение уроков призвано улучшить практику преподавания учебных предметов, повысить профессиональный рост и развитие учителя, а также качество знаний обучающихся.

Реальная ценность урока – его результат, то, насколько хорошо ученики усвоили материал. Какие бы эффектные приемы ни использовал педагог, если школьники не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ученик должен усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. А уже с помощью домашних заданий ученики расширяют, углубляют и закрепляют знания.

Цели наблюдения урока различны и зависят от контингента педагогов и учащихся, а также проблем, которые возникают в учебном процессе. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность учителя, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех учащихся.

Как проанализировать посещенный урок

Урок в условиях реализации ОСО строится на базе системно-деятельностного подхода. Он направлен на развитие личности ученика и достижение метапредметных результатов обучения. Чтобы педагоги успешно работали и повышали результаты своей деятельности, зам. директора необходимо эту работу контролировать, целенаправленно и систематически. Поэтому возникают вопросы: «Как правильно организовать посещение урока?», «Как затем проанализировать увиденный материал?», «Как его оформить?». Предлагаем воспользоваться авторской разработкой вашей коллеги, зам. директора Первого IT-лицея г. Петропавловска. Она составила инновационную карту посещения и анализа урока, которая позволяет анализировать современный урок с разных позиций. Ниже пошагово расскажем, как заполнять карту и дадим готовый образец.

1. Заполните общую информацию

Чтобы во время наблюдения за уроком максимально уделить время целям посещения, заполните часть бланка с общими сведениями до начала урока. Укажите название учебного предмета, класс и цели посещения. Заполните данные о том, есть ли у учителя поурочный план и в каком виде он его вам представил.

2. Укажите информацию об уроке

Остальную информацию об уроке заполняйте по ходу наблюдения. Когда будете указывать цель урока, уточните, как ее ставит учитель: согласует с учениками, задает сам или формулирует проблему.

3. Опишите части урока

Далее заполните раздел, где нужно подчеркнуть характеристику определенной части урока. В столбце «Примечание» сделайте пометки, на что обратить особое внимание.

4. Оцените работу учителя при помощи дескрипторов

Следующую часть карты заполняйте в процессе всего урока, подчеркивая дескрипторы. Такая аналитическая карта поможет провести не только системный, но и аспектный анализ урока. Критерии охватывают композицию, методику ведения урока, его здоровье-сберегающую и воспитательную направленность.

Оцените, насколько хорошо педагог владеет технологией дифференцированного обучения и реализует системно-деятельностный подход. Важная часть карты – наблюдение за тем, как педагог использует инструменты оценивания деятельности учащихся: формативное и критериальное. Не менее важный аспект – как он организует обратную связь с классом.

Каждому дескриптору соответствуют определенные баллы. Детальную таблицу смотрите ниже.

5. Подведите итоги

Исходя из суммы набранных баллов сделайте отметку об уровне профессиональной компетенции педагога и напишите соответствующие рекомендации в специально отведенном поле. Затем проведите беседу с учителем и примите одно из решений:

  1. Заполните общую информацию
  2. Укажите информацию об уроке
  3. Опишите части урока
  4. Оцените работу учителя при помощи дескрипторов
  5. Подведите итоги

На чем строить коррекционную работу

Коррекционную работу стройте в зависимости от трудностей и проблем, которые возникли у учителя при проведении урока:

  • Постановка учебной цели для разных групп учащихся.
  • Отбор учебного материала (объем, связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы).
  • Выбор наиболее эффективных методов и приемов обучения в данном классе.
  • Эффективные формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Выбор оптимального темпа урока, т. е. умение рассчитать время на каждый его этап.
  • Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей уча- щихся.
  • Планирование воспитательной функции урока.
  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
  • Оптимальное сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
  • Формирование метапредметных способов учебной деятельности.
  • Рациональное использование средств обучения: учебников, пособий, ИКТ.
  • Дифференциация домашних заданий.
  • Форма рефлексии, дающая эффективную обратную связь.

По итогам коррекционной и наставнической работы заполните следующую карту, в которой можно оценить только «проблемные» аспекты.

Критерии карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса. Именно они обеспечивают условия для освоения учебной информации и формирования метапредметных и предметных умений школьников. Кроме того, она проста и доступна в использовании, информативна и четко структурирована. Аналитическая карта посещения урока – это новый вид методической продукции, которая позволяет контролировать выполнение программы и достигать планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь учителю.


№6, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Что проверить у воспитателей в июне. График и карты контроля для методиста

В июне уделите особое внимание утреннему фильтру на свежем воздухе. Держите на контроле организацию дневного сна детей, закаливающих процедур в группах и питьевого режима во время прогулок. Проинструктируйте педагогов по вопросам предупреждения детского травматизма в летний период. Распределите вопросы контроля в течение месяца, чтобы ничего не упустить. Вовремя выявить и скорректировать недостатки в работе педагогов вам поможет готовый график. Какие еще вопросы проконтролировать в этом месяце, читайте в статье.

Вопросы для ежедневного контроля в июне

Утренний фильтр. Посмотрите, как воспитатели организуют прием детей утром. Летом при хороших погодных условиях прием детей с 3 лет воспитатели должны проводить на участке так же, как и утреннюю гимнастику. В дождливую погоду детей принимают в группе.

Чтобы не допустить распространения вирусных заболеваний и ковида, воспитатели продолжают проводить усиленный утренний фильтр. Пусть узнают у родителей о самочувствии их ребенка и измерят температуру, если заметили у него катаральные проявления.

Во время контроля обратите внимание, каким тоном общается воспитатель с родителями, быстро ли он находит контакт с воспитанниками, использует ли индивидуальный подход. Проверьте своевременное заполнение педагогами тетради приема детей.

Гигиеническое состояние прогулочного участка. Проверьте исправность и санитарное состояние стационарного и выносного оборудования. Во время контроля обратите внимание на чистоту прогулочного участка. Перед приемом детей воспитатели должны обработать песок в песочнице горячей водой и осмотреть групповой участок. На нем не должно быть посторонних и опасных предметов и мусора.

В отсутствие детей песочницы нужно закрывать защитными приспособлениями, чтобы избежать загрязнения и заражения песка. Проверять песок в песочницах необходимо систематически. При обнаружении возбудителей паразитарных болезней песок сменяется вне очереди.

При сухой и жаркой погоде рекомендуйте воспитателям поливать прогулочные участки не менее двух раз в день: до приема детей – с 7:00 до 7:30 и в тихий час. 

Организация прогулок. В теплый период года основную часть времени дошкольники проводят на улице. Свежий воздух, познавательная и физическая активность укрепляют и закаляют детский организм и помогают всесторонне развивать малышей. Поэтому, если погода стоит хорошая, нет дождя или сильного ветра, воспитатели должны выводить детей на прогулку сразу после второго завтрака и всех гигиенических процедур: полоскания горла, посещения туалета – примерно в 9:30.



Проверьте, какие виды прогулок проводят педагоги и что включают в их содержание. Прогулки должны включать разные виды детской деятельности, чтобы во время утренней и вечерней прогулок они помогали решать разные задачи.

Эпидемиологическая ситуация всё еще остается неустойчивой, поэтому не разрешайте воспитателям проводить целевые прогулки и походы с воспитанниками за пределы детского сада. Пусть организуют их по территории. Например, можно сводить детей к объектам экологической тропы, на огород или к цветнику.

После утренней прогулки рекомендуйте воспитателям вовремя возвращаться в группу. Чтобы провести все гигиенические процедуры перед обедом, младшим дошколятам нужно около получаса, дети старших групп тратят на это до 20 минут. Если день был жаркий или дети гуляли на участке босиком, пусть воспитатели организуют мытье ног.

Техника безопасности во время прогулки. Понаблюдайте, соблюдают ли воспитатели меры предосторожности во время прогулок. Нужно следить, чтобы дети не перегрелись и не утомились от повышенной активности. Напомните педагогам, что у всех воспитанников в солнечную погоду должны быть головные уборы.

Проанализируйте, как воспитатели обучают детей навыкам безопасного поведения на прогулке, правилам безопасного обращения с различными предметами. Посмотрите, контролируют ли воспитатели детей во время их свободной деятельности. В ходе контроля оцените, как педагоги организуют детей, чтобы они не уходили за пределы территории детского сада.

Питьевой режим во время прогулки. Питьевой режим в детском саду организуется в соответствии с Санитарными правилами. Для питья можно использовать кипяченую воду, если она хранилась не более 3 часов (п. 33 гл. 3 Санитарных правил).

Во время контроля оцените, как воспитатели организуют питьевой режим во время прогулки. Дети должны иметь свободный доступ к воде. Помощник воспитателя выносит на улицу питьевую воду в чайнике с крышкой. Если дети попросят, воспитатель разливает воду в стаканы.

Закаливающие мероприятия. На протяжении всего летнего периода педагоги должны проводить оздоровительную работу. Закаливание помогает укрепить здоровье детей, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний. В теплый период года закаливающие мероприятия разнообразны. Именно летом можно полноценно использовать природные факторы закаливания: солнце, воздух и воду.

При жаркой погоде воспитатели могут организовывать зарядку на улице.

Проанализируйте, какие закаливающие мероприятия с детьми организуют воспитатели в группах, их систематичность и своевременность. Предупредите воспитателей, что не нужно заставлять ребенка делать закаливающие процедуры, если он этого не хочет. Очень важно подойти к этому вопросу индивидуально. Какие виды закаливания можно проводить с детьми, смотрите ниже

Закаливающие мероприятия с детьми в летний период

• Босохождение
• Игры с водой
• Топтание в тазу с контрастной водой
• Дыхательная гимнастика
• Солнечные ванны
• Обливание кистей рук и ног прохладной водой
• Обширное умывание
• Обтирание и умывание до пояса и всего тела
• Самомассаж «Волшебные точки»
• Полоскание рта и горла охлажденной кипяченой водой
• Воздушные ванны
• Широкая аэрация групповой комнаты.

Организация дневного сна детей. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12–12,5 часа, из которых 2–2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно, его продолжительность – не менее 3 часов.

Во время контроля дневного сна в группах обратите внимание на деятельность детей. Перед сном не рекомендуется проводить подвижные эмоциональные игры, закаливающие процедуры. Во время сна детей воспитатель или его помощник обязательно должны присутствовать в спальне. Окна должны быть открыты, но допускать сквозняков нельзя.

Образцы всех карт для оперативного контроля в июне и график смотрите ниже.


Приложение 1
График ежедневного оперативного контроля в группах в июне 2020/2021 учебного года

Вопросы контроля

1. Гигиеническое состояние прогулочного участка.

2. Проведение фильтра.

3. Питьевой режим во время прогулки.

4. Техника безопасности во время прогулки.

5. Организация закаливания (теплый период года).

6. Условия организации дневного сна детей.

7. Санитарное состояние помещения в целом.


Приложение 2
Карта контроля гигиенического состояния прогулочного участка

Критерии оценки: «+» – да; «-»– нет; «+/-» – есть замечания.

Выводы, рекомендации для каждой группы

Карта контроля проведения утреннего фильтра в группах

Критерии оценки: «+» – да; «-»– нет; «+/-» – есть замечания.

Выводы, рекомендации для каждой группы

Карта контроля питьевого режима во время прогулки

Критерии оценки: «+» – да; «-»– нет; «+/-» – есть замечания.

Выводы, рекомендации для каждой группы

Карта контроля соблюдения правил техники безопасности во время прогулки

Критерии оценки: «+» – да; «-»– нет; «+/-» – есть замечания.

Выводы, рекомендации для каждой группы

Карта контроля организации закаливания детей (теплый период года)

Критерии оценки: «+» – да; «-»– нет; «+/-» – есть замечания.

Выводы, рекомендации для каждой группы

Карта контроля условий организации дневного сна детей

Критерии оценки: «+» – да; «-»– нет; «+/-» – есть замечания.

Выводы, рекомендации для каждой группы


№6, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Проведите летний инструктаж для воспитателей: как выбрать, хранить и использовать выносное оборудование

Чтобы организовать на прогулке разные виды деятельности с детьми, создать условия для их физического, познавательного, коммуникативного и творческого развития, педагоги используют выносное оборудование. Летом дети большую часть времени проводят на улице, поэтому выносное оборудование должно отвечать их интересам, соответствовать возрасту и быть доступным каждому ребенку. Проведите инструктаж для педагогов, как правильно выбрать, хранить и использовать выносное оборудование в летний период. На что обратить внимание педагогов – читайте в статье.

Какие правила должны соблюдать воспитатели

Летом в детских садах, кроме основных, работают смешанные разновозрастные группы. Педагогам нужно учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста при выборе выносного оборудования для детских игр и совместной деятельности. Рекомендации и роль педагога в игре детей разного возраста – ниже.

В начале лета воспитателям необходимо подготовить оборудование и материалы, которые дети смогут использовать на улице. Напомните педагогам об их обязанностях: следить за разнообразием, состоянием и достаточностью игрового материала для игр мальчиков и девочек.

Еще воспитатели должны следить за чистотой выносного оборудования и регулярно проверять его исправность. Чтобы стимулировать двигательную и познавательную активность, посоветуйте им периодически обновлять предметы. Примерный перечень выносного оборудования для каждой зоны детской активности – ниже.

Шесть правил помогут вам ответить на вопросы педагогов о том, каким должно быть выносное оборудование и где его хранить. Чтобы воспитатели ежедневно выполняли эти правила, раздайте им инструкцию: что проверить перед прогулкой, что сделать после.
 

Шесть правил для воспитателей
 

← Кликните по картинке, чтобы посмотреть ее в полном размере

Выносное оборудование должно соответствовать возрасту детей

Подбирайте выносное оборудование с учетом возраста детей. Если этим летом вы работаете в разновозрастной группе, то при организации игр и совместной деятельности учитывайте психофизиологические особенности детей разного возраста. Тогда каждый ребенок найдет себе занятие и не будет скучать.

Старшие дети более активные. Чтобы они не мешали младшим по возрасту воспитанникам, определите места на участке для подвижных игр, наблюдений, сюжетно-ролевых и других игр. В течение прогулки контролируйте деятельность детей и предлагайте им игровой материал с учетом ситуации.

Какую роль выполняет педагог в игре детей на прогулочном участке

Примерный перечень выносного оборудования в летний период

Как использовать выносное оборудование на прогулке

Дети могут использовать выносное оборудование в играх, которые организует воспитатель, и самостоятельно. Задача педагога – подсказать дошкольникам, как правильно играть с выносным оборудованием. Для этого воспитатель формулирует вместе с детьми правила, которым они должны следовать: «Если я хочу прыгать со скакалкой, мне нужно выбрать место, чтобы никого не задевать», «Во время игры с мячом нельзя уходить с площадки группы».

Важно, чтобы каждое правило рождалось в определенной ситуации и было позитивным. Нельзя сводить правила к неконструктивным запретам: «Не садись на велосипед: упадешь», «Не лезь за совком в песочницу: испачкаешься», «Не бери пузыри: обольешься». У детей может возникнуть страх сделать что-то не так.



← Нажмите, чтобы посмотреть полностью