Как повысить читательскую активность при дистанционке: пять инструментов для школьного библиотекаря
Вот уже второй год учителя подстраиваются под новые условия обучения: поменяли форму подачи материала, научились применять различные интерактивные сервисы на уроке, перешли на электронные формы отчетности. Функции остались, но обрели другие формы. А как быть с работой школьного библиотекаря? Ведь в его непосредственные обязанности входит обслуживать читателей на абонементе и в читальном зале, проводить работу с задолжниками, вести индивидуальную и массовую работу с читателями, т. е. предполагает прямой контакт с учащимися и педагогами, которых в период карантинных мер перевели на удаленку. В статье поделимся опытом вашей коллеги, заведующим библиотекой ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата города Костаная», как организовать активную работу школьного библиотекаря в онлайн-формате.
Онлайн-активности, которые помогут библиотекарю решать профессиональные задачи
Чтобы поддержать рекламу книг и периодических изданий, продолжить пропаганду чтения, привлечь внимание к книгам при помощи визуальных средств, предлагаем список онлайн-активностей. Их выполняют библиотекари, учителя, родители и учащиеся ОШ № 7 во время карантина.
Массовая работа с читателями
Продолжили работу клуба семейного чтения «Почитай мне книжку…». Он помогает родителям наладить общение с детьми. Проект «Рубрика. Книга недели» нашел отражение в традиционных уже творческих «посиделках». В ходе посиделок ребята представляют и защищают свои работы на заданные темы.
Запущен новый проект «Читаем. Думаем. Творим», где старшеклассники читают интересные рассказы и сказки детских писателей маленьким читателям. Например, ученики начальной школы послушали сказки А. Пушкина, Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В группе «Открытая книга» возобновил работу проект «Формула успеха. Встречи с интересными людьми». На онлайн-встречах приглашенные люди г. Костаная делятся своими презентациями, читают лекции и т. д. Связь может быть односторонняя, когда ведущий представляет определенную тему, а все остальные участники смотрят его презентацию в реальном времени удаленно. Можно организовать и обратную связь. Например, слушатели могут связаться с ведущим с помощью Интернета и задать свой вопрос.

С начала учебного года учителя и родители участвуют в литературном челлендже «Я расскажу вам о… (писателе и его книге)». Челлендж приурочен к знаменательным датам в области литературы.

В онлайн-режиме продолжил рабо-ту «Библиотечный кинозал».
Конкурсы и марафоны в дистанционном формате
В течение года библиотека провела ряд мероприятий в онлайн-формате:
- «Я из книжки, или Чтение под елкой» – ребенок должен показать себя в костюме литературного героя, рассказать о своем персонаже, но информации о герое должно быть ровно столько, чтобы заинтересовать читателя.
- «Литературный критик» – детский отзыв на книгу.
- «Я с книгой открываю мир» – тематические литературные чтения.
- «Мы читаем и творим» – конкурс творческих работ по заданным произведениям писателя.

Информационные продукты для читателей
Для читателей создавали книжные медиавыставки, книжные обзоры, рекламы книг, буктрейлеров.
- Интерактивные плакаты:
- «Казахстан – наш общий дом» – ко Дню независимости РК;
- «Подарок к Новому году» – как встречают Новый год в разных уголках планеты;
- «Луч кочевой звезды» – Бахытжан Канапьянов.
- Видеоанонс новых поступлений литературы «Ты это еще не читал? Тогда иди в библиотеку!».
- Буктрейлер «Мурзилке – 96 лет» – отзывы маленьких читателей.
- Подборка аудиокниг «Встречайте снежно-морозную подборку для зимнего чтения!».
- Книжный марафон «Чтение – дело семейное».

Работа с учителями
В течение года информировали педагогический коллектив о новостях и акциях издательств, а также о конкурсах и марафонах, делали обзоры существующих образовательных порталов, сайтов.
Активность в соцсетях
Особую актуальность во время дистанционной работы приобрело общение в профессиональных сообществах соцсетей. Например, в Facebook библиотекарю можно вступить в сообщество «Мы все Genially».

Готовая разработка открытого онлайн-урока с применением обучающих сервисов
Интерес школьников к чтению падает. Это факт. Уроки литературы в традиционном понимании в условиях дистанционного обучения не дают нужного результата. В статье расскажем, как вернуть интерес школьников к книге, используя игровые упражнения, созданные при помощи онлайн-сервисов. В конце статьи – образец открытого онлайн-урока с применением обучающих сервисов.
Какие онлайн-сервисы использовать на уроках
Чтобы повысить интерес к учебному предмету, разработайте задания с помощью обучающих сервисов. Обзор бесплатных онлайн-платформ, которые помогут учителю создавать интерактивные упражнения, читайте в статье О том, как работать с сервисом LearningApps.org и создавать интерактивные задания для дистанционных уроков с помощью простых инструментов, смотрите в видеомастер-классе
Игровые интерактивные упражнения можно применять и во время онлайн-уроков, и в качестве домашнего задания. А еще такие задания заметно оживят открытый урок и помогут не только вовлечь учеников, но и продемонстрировать умение пользоваться средствами ИКТ.
Ниже – разработка открытого урока по литературе на платформе Zoom. Он рассчитан на 30 минут. Помимо активных методов обучения, в него включены тестовые задания, разработанные на обучающих онлайн-сервисах LearningApps.org и Kahoot, и задействована интерактивная онлайн-доска Padlet. Программы помогают в игровой форме легко усвоить новый материал, повышают желание искать интересные книги и сайты учебного характера.
Когда учитель предлагает прочитать то или иное произведение, ребята, как правило, делают это неохотно. Но, столкнувшись с игрой, они с интересом начинают искать ответы в нужном произведении. Особо ученики выделили сервис Kahoot. Он показался им наиболее интересным, так как в нем предусмотрены призовые места с первого по пятое, кубок и восклицание с салютом. В ответ – положительные эмоции и мотивация для дальнейшего обучения.
Приложение
Разработка открытого урока по литературе
← Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку

Научите воспитателей разрабатывать образовательные квесты: рекомендации и готовая разработка
В процесс обучения педагоги активно внедряют интерактивные формы работы. Одна из них – квест-технологии. В статье расскажем, как воспитателям разрабатывать обучающие квест-игры в онлайн- и офлайн-форматах. Дадим подробный алгоритм действий, подскажем идеи оформления маршрутных листов. В качестве примера скачайте в конце статьи готовую разработку квеста для старших дошкольников, которая завоевала 1 место на VI международном конкурсе профессионального мастерства «Паруса мечты» в г. Челябинске.
Для чего использовать квест-технологии в саду
В квесты могут входить различные виды онлайн- и офлайн-игр, которые разворачиваются в виртуальном или реальном пространстве. Это специфическая форма игровой интеллектуальной деятельности, которая требует от участников поиска решения поставленных задач. Поэтому квесты особенно интересны старшим дошкольникам.
В основе образовательного квеста лежит идея организации самостоятельной деятельности детей. Такие задания способствуют их личностному развитию, учат работать в команде, решая главную проблему квеста. Дополнительные задания учат использовать навигаторы, подсказки, информационные ресурсы. Дети узнают новое в ходе игры, решая поставленные игровые задачи.
Квест-технологии мотивируют участников к обучению и повышают познавательный интерес. В ходе игр воспитатели могут интегрировать образовательные области, совмещать и группировать разные виды детской деятельности, расширять формы работы с детьми. В квесты вводят разнообразные задания, что позволяет не только решать большое количество интеллектуальных и творческих задач, но и делает каждый квест уникальным продуктом.
Поисково-познавательный опыт, который дошколята приобретут благодаря участию в квестах, они смогут использовать для обучения в школе и повышать свой уровень знаний.
Квесты в онлайн-формате
Если санитарная обстановка не позволяет провести квест-игру в традиционном офлайн-формате, можно организовать ее и дистанционно. Для этого воспитатели используют специальные сервисы и онлайн-конструкторы игр. Чтобы они не тратили много времени на изучение и подбор сайтов, раздайте им готовые списки с подборками.
https://learningapps.org/ – бесплатный сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений. С помощью шаблонов сервиса можно создать более 20 видов игровых упражнений и онлайн-игр.
https://childdevelop.ru/generator/ – бесплатный генератор, который помогает создавать практические задания для детей. На сайте есть 19 шаблонов заданий, среди которых «Найди слово», «Анаграммы», «Задания на арифметические действия», «Скорочтение», «Единицы измерения» и др. Кроме того, на сайте в рубрике «Практические задания» найдете готовые задания для дошкольников и учителей начальных классов.
https://etreniki.ru/ – российский онлайн-конструктор учебных тренажеров. Например, «Криптон» – тренажер по составлению исходного слова из перепутанных букв. Или тренажер НЛО – поиск и удаление лишних объектов из группы. В тренажере можно записывать как слова, так и составлять примеры.
http://puzzing.ru/create/ – онлайн-конструктор для создания пазлов.
Подробнее обзор сервисов читайте в статье
Подобные онлайн-игры особенно помогут в период дистанционной работы с детьми. Дети будут учиться применять навыки поиска и анализа информации и использовать полученные знания. В онлайн-квесты, особенно в первое время, придется включать и родителей.
Алгоритм, как разработать квест-игру
Чтобы создать квест-игру, следуйте алгоритму.
1. Определите цель игры. На этом этапе важно понимать, чего вы хотите достичь в итоге.
2. Разработайте инструкцию к игре. Вначале обрисуйте всё в общих чертах, постепенно приближаясь к ответу на вопрос: «Что нужно делать участникам, чтобы достигнуть цели игры?».
3. Продумайте, какая интрига будет в вашем квесте.
4. Исходя из интриги подберите подходящее название.
5. Мысленно пройдите все этапы игры и запишите важные показатели: сколько времени она может занять, когда и где ее лучше проводить, какие материалы могут понадобиться.
6. Напишите сценарий квеста и составьте его паспорт.
7. Подготовьте реквизит: карточки с заданиями, предметы, которые дети в итоге дол-жны отыскать. Это может быть клад, грамоты, карта сокровищ, подсказки и т. д.
8. Выберите маршрут для игры. Пусть это будет какой-то непривычный для детей путь.
9. Оформите остановки маршрута в тематике квеста. Помните, что каждая такая остановка должна подсказывать детям дальнейшее направление, в котором им следует двигаться для продолжения игры.
10. Подготовьте реквизит, который понадобится в ходе квеста. Каждое задание – отдельный реквизит.
Как оформить маршрут квест-игры
Маршрут квеста можно представить в различных формах. Вот некоторые из них.
- Маршрутный лист – на нем можно просто написать последовательно станции и места их расположения, а можно расположить загадки, ребусы, зашифрованные слова, ответом на которые и будет следующая точка маршрута.
- «Волшебный клубок» – на клубке ниток последовательно прикрепите записки с названием того места, куда нужно отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети будут перемещаться от станции к станции.
- Карта – схематически изобразите маршрут.
- «Волшебный экран» – на планшете последовательно расположите фотографии тех мест, куда должны последовать участники.
- Пазл или части карты – участники собирают части картинки, чтобы узнать, где спрятан клад.
Рекомендации для воспитателей
Следуйте структуре квест-игры. Ее условно можно поделить на шесть составляю- щих.
- Введение – в нем четко и понятно опишите, какие роли приготовлены для участников. Сюда же входят сценарий, предварительный план работы и обзор игры.
- Задание, вопрос или постановка проблемы – здесь озвучьте проблему, которую нужно решить, и уточните формат и детали продукта, который ждете от участников по итогам игры.
- Процесс – эта часть игры содержит пошаговую инструкцию, чтобы участники смогли пройти все задания. Шаги описывайте подробно.
- Оценивание – эту часть квеста посвятите описанию требований к конечному продукту. Чем яснее и подробнее опишете модель, по которой будет оцениваться результат, тем меньше вопросов будет возникать у участников. Обязательно расскажите про критерии и разбалловку.
- Заключение – в нем обобщите итоги игры, расскажите о том, какие знания получат дети после квеста. Поделитесь идеями, как можно продолжить тему игры, и дайте обратную связь.
- Формы отчета – после проведения квеста представьте результаты. Сделать это можно при помощи фотоотчета, детских рисунков, видеоролика. Можно представить его в форме виртуальной экскурсии или отчетного фотоальбома и т. д.
Совмещайте разные виды деятельности. В каждом квесте для детей обязательно со- вмещайте элементы обучения и отдыха. Включайте ряд разнообразных заданий на мышление, логику, сообразительность, воображение, смекалку и т. д.
Не забудьте про подвижные игры. Они способствуют физической активности детей. Это могут быть игры на скорость, движение, танцы, переодевания, включающие веселые и смешные задания. Как итог – живое общение, командная работа и отличное настроение.
Продумайте локации. Квесты не обязательно проводить только в помещении группы. Интересно будет провести квест в здании детского сада и даже на его территории.
Тематика квестов может быть разнообразной, а задания – отличаться степенью сложности. Квест-игры в детском саду можно использовать в обучающих целях, а можно – для стимулирования общения, создания дружеской атмосферы, сплочения детей. Это могут быть приключенческие игры, в которых необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Достижение цели происходит путем последовательного разгадывания загадок. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. Задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.
← Нажмите, чтобы посмотреть полностью


Готовьте задания заранее. К игре готовьтесь заранее, уделяя подготовке достаточно времени, проявляя максимум креатива. Экспромт здесь не сработает.
Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Он несет в себе элемент соревновательности, способствует развитию аналитических способностей.
Далее – готовая разработка квест-игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Тайна неизвестной планеты». Эта игра являлась частью проекта «Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании» на VI международном конкурсе профессионального мастерства «Паруса мечты» в г. Челябинске. Данный проект завоевал 1 место.
Организация игровой технологии квест-игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Тайна неизвестной планеты»
Технология: квест-игра.
Тема: «Тайна неизвестной планеты» (квест-игра).
Цель: развитие социально-коммуникативных качеств детей в решении практических и познавательных задач посредством участия в игровой технологии «квест-игра».
Задачи
Образовательные:
- формировать опыт социальных навыков, поведения через активное вовлечение детей в технологию квест-игр.
Развивающие:
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к игровой деятельности;
- воспитывать инициативность, уверенность ребенка в собственных силах в процессе коллективной и самостоятельной деятельности.
Ожидаемые результаты
Воспроизводят: задания согласно словесной инструкции.
Понимают: задания в предложенных ситуациях.
Применяют: навыки культурного общения в коллективных игровых заданиях.
Материалы и оборудование: компьютер, подготовленные слайды согласно структуре игры, музыка для упражнения на концентрацию внимания, мягкие модули, ТСО, карточки, крупа.
Словарная работа: полиязычие: көңілкүй – настроение – mood, сезім – чувство – feelings, эмоциялар – эмоции – emotions.
Ход квест-игры
Звучит песня «Мы – космонавты».
Организационный момент
Позитивный настрой. Упражнение «Ритмическое эхо»: достижение четкого и слаженного исполнения ритмических рисунков на слух, формирование чувства ритма и развитие коллективного исполнения.

Приветствие педагога. Здравствуйте, ребята, здрав-ствуй-те! (Прохлопывание ритмического рисунка)
Приветствие детей. Здравствуйте, учи-тель, здрав-ствуй-те! (Повторение ритмического рисунка)
Основная часть
Воспитатель. Ребята, мы с вами посетили разные планеты, а теперь отправимся в гости на планету необычных животных. Они готовятся к встрече с нами. Предлагаю выйти с ними на связь.
Дети включают компьютер (1-е включение).
Звучит музыка «Позывные животных».

Необычное животное. Привет, друзья! Мы вас ждем!
Воспитатель. Что ж, нам надо идти на космодром.
Звучит трек для упражнения. Проводится упражнение на концентрацию внимания в движении: ходьба энергичная, мягкая, настороженная, с высоким подниманием колена под музыкальное сопровождение.
Воспитатель. Мы подошли к ракете. Садимся в космический корабль!
Звук из мультфильма, когда они перелетают с планеты на планету. Вдруг свет выключается (темно для съемки). Звук поломки. Планета пиратов.
Воспитатель. Ой, что же это такое?! Ребята, что здесь происходит?
Дети. Кажется, наш космический корабль сломался.
Воспитатель. Но что это за планета? Где мы оказались?
Видео с сообщением пиратов. Внимание! Слушайте нас! Вы приземлились на планету Тумба-юмба. Мы – космические пираты. А вы – наши пленники. Вам отсюда не выбраться. Ха-ха-ха!
Воспитатель. Тумба-юмба – одна из самых опасных планет… Нам нужно быть с вами осторожными. Что нужно предпринять для того, чтобы наш корабль продолжил путешествие?
Дети. Починить космический корабль.
Воспитатель. Для устранения поломки нам необходим набор инструментов. Нам нужно найти его на этой планете. Отправим сигнал SOS в космос с помощью умного компьютера.
Звучит сигнал SOS.
Капитаны управляют пультом (2-е включение). Открывается слайд. На нем появляется необычное животное.
Необычное животное. Почему вы не выходите на связь? Что случилось?
Дети. Мы сломались и оказались на планете пиратов. Нам нужен набор инструментов для ремонта корабля, но мы не знаем, где его найти.
Необычное животное. Не переживайте, мы вам поможем. Откройте следующую страницу умного компьютера (3-е включение).
Дидактическая игра «Найди нужное». На слайде изображен набор инструментов, предметов. Дети исключают ненужные предметы и объясняют причину.
Воспитатель. Здесь нет нужных нам инструментов. Попробуем перейти на следующую страницу умного компьютера (4-е включение).
На экране появляется бутылка с запиской.
Воспитатель. Эврика! Нам нужно с вами найти эту бутылку с запиской!
Звучит музыка. Дети находят бутылку, внутри которой лежит записка со словом «стул».
Воспитатель. Что это значит?
Дети. Давайте осмотрим стулья.
Осматривают стулья и под одним из них находят конверт с картой.
Воспитатель. Как думаете, что это?
Дети. Это карта, чтобы найти набор инструментов.
Воспитатель. И что же нам предстоит сделать?
Ответы детей.
Воспитатель. Смотрите, на карте что-то написано: «Повернись спиной к окну. Сделай пять шагов прямо, поверни направо и сделай еще два шага».
Дети выполняют движения, указанные в карте, и оказываются у стола с заданием.
Воспитатель. Что же здесь делать? Включаем умный компьютер (5-е включение).
– Перед вами лежит поднос с гречневой крупой. Поверх нее разложены карточки с примерами. Ваша задача – достать с подноса все примеры, решить их и узнать зашифрованные буквы. Цифра ответа – это порядковый номер буквы. Правильно сложив буквы, вы узнаете зашифрованное слово. Главное условие этого задания – не прикасаться к гречневой крупе, так как она заражена вирусом.
Звучит смех пиратов.
Воспитатель. Ой, что же делать, как будем выполнять задание?
К каждой карточке приклеен магнит.
Воспитатель. Ребята, давайте подумаем, как нам достать карточки с подноса, чтобы не прикоснуться к гречке?
Дети. Можно воспользоваться магнитом!
Дети аргументируют свои ответы.
Воспитатель. Как это нам может помочь?
Дети. Магнит может притягивать другой магнит. Если мы используем это свойство, то сможем вытащить карточки и при этом не дотронемся до гречки.
Воспитатель. Давайте попробуем.

Дети выполняют задания, достают карточки, решают примеры, составляют буквы. Получается слово «стол». Заглядывают под стол и находят еще один конверт.
Воспитатель. Обратимся к компьютеру (6-е включение).
На слайде появляется второе необычное животное и озвучивает подсказку.
Необычное животное.Я вижу, что вам еще нужна помощь. Повернитесь к столу спиной, сделайте три шага вперед, два шага направо, три шага вперед и два шага направо.
Дети подходят к столу, на котором стоит скрипичный ключ. Под ним – задание.
Воспитатель. Включаем нашего помощника (7-е включение).
Необычное животное. Послушайте музыку. Выполните музыкально-ритмическое задание «Я – ракета» и определите, что в музыке к разминке менялось.
Исполняется музыкально-ритмическая игра «Я – ракета».
Дети. В музыке ускорился темп.
Воспитатель. Молодцы, ребята! На отлично выполнили это задание! Что будем делать дальше?
Звучат ответы детей.

Воспитатель. Чтобы поскорее найти набор с инструментами, нам нужно набраться сил и зарядиться энергией: подкрепиться напитком здоровья. А приготовим мы его сами (8-е включение).
Перед детьми на доске появляется изображение съедобных и несъедобных продуктов. Чтобы сделать витаминный напиток, они должны выбрать следующие ингредиенты: лимон, воду и сахар. Все эти продукты на экране падают в кувшин, и воспитатель предлагает уже готовый витаминный коктейль, чтобы напоить детей.
Воспитатель. Как вы думаете, готов наш витаминный напиток? Да.
Дети пьют напиток.
Воспитатель. Вы зарядились энергией и теперь, я надеюсь, хватит сил, чтобы пройти испытание до конца (9-е включение).
На слайде появляется необычное животное.
Необычное животное. Вам нужно попасть на космодром. На одном из космических кораблей спрятан необходимый набор с инструментами. Узнать этот корабль вы сможете по особым приметам: он носит название «Форте».

Звучит музыка, начинается малоподвижная игра «Форте – пиано».
Дети двигаются по залу, на громкую музыку они приближаются к нужной ракете. В зал заносят сундук с сокровищами пиратов, а в нем – набор инструментов.

Воспитатель. Смотрите, дети, а вот и наш сундук! Давайте откроем его! У нас теперь есть инструменты.
Дети рассматривают сундук.
Воспитатель. Посмотрите, как тут много золотых монет! Да они не простые, а из космического шоколада! Всё это – ваша награда!
На экране появляются необычные животные и хвалят детей.
Воспитатель. Поломку мы устранили. Садимся в космический корабль, закрываем глаза и готовимся к гиперскачку навстречу необычным животным!
Полет.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Воспитатель. Вам понравилось сегодня путешествовать? Что больше всего запомнилось? Со всеми ли заданиями вы легко справлялись? С какими заданиями вам было сложнее и почему?
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, на доске вы видите звезды. Если вам понравилось наше путешествие, выберите золотую звезду, если вам что-то не понравилось, выберите серебряную, а если совсем ничего не понравилось – белую.
– Посмотрите, каким у нас красивым получилось звездное небо! Вы сегодня показали себя очень смелыми и отважными. Я вами горжусь! Всем спасибо за работу!

Сайты, которые помогут воспитателям разрабатывать интерактивные задания для ОУД и квестов