План работы творческой группы педагогов по дистанционному взаимодействию с родителями на II полугодие 2021/2022 учебного года

План работы творческой группы педагогов по дистанционному взаимодействию с родителями на II полугодие 2021/2022 учебного года

Для эффективной организации процесса дистанционного обучения необходимо установить тесный контакт с родителями обучающихся.
2. Рекомендуется разъяснить родителям особенности дистанционного обучения и разработать инструкцию/план, где должны быть четко прописаны действия, выполняемые педагогом, родителями, обучающимися во время урока.
3. При разработке инструкции необходимо учитывать возможности обучающихся и его семьи.
4. Более подробные рекомендации по преподаванию в дистанционном режиме в условиях принятых карантинных мер можно найти в методических рекомендациях, размещенных на сайте https://nao.kz/blogs/fromorg/2/94.
Примечание. Рекомендуется применение приложения Ashyq при входе в школу для педагогов и технического персонала, родителей, сопровождающих детей младшего возраста. Дети с заболеваниями «группы риска», дети, чьи родители болеют COVID-19, и контактные дети переводятся на дистанционный формат.


Образец положения о творческой группе педагогов по дистанционному взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов ДО _____________________________ детский сад № _______ г. __________________ (далее – ДО) воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности.
1.2. Положение разработано в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в сфере образования: Законом РК «Об образовании», ГОСО, ТУП, уставом ДО и Санитарными правилами.
1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями посредством дистанционных форм обеспечивает комплексный подход к формированию ценностных ориентиров у воспитанников.
1.4. Взаимодействие ДО и семьи строится на основе сотрудничества, инициатором которого выступают педагоги детского сада.
1.5. Творческая группа ДО – это добровольное профессиональное объединение педагогов, которые заинтересованы во взаимном творчестве, коллективном сотрудничестве по изучению, разработке, обобщению опыта дистанционного взаимодействия с родителями с целью поиска оптимальных путей его развития и внедрения в практику работы ДО.
2. Цели и задачи деятельности творческой группы
2.1. Цель творческой группы – организовать единое информационное образовательное пространство в ДО для повышения качества взаимодействия всех участников образовательных отношений.
2.2. Задачи творческой группы:
- организовать комплексное сопровождение семей воспитанников в рамках дистанционного взаимодействия с педколлективом: воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре и администрацией ДО;
- создать условия для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений между семьями воспитанников;
- изучать, обобщать опыт эффективного взаимодействия с родителями, в том числе в дистанционном формате, и внедрять в практику работы ДО;
- включить педагогов в инновационный процесс по внедрению дистанционных форм взаимодействия с родителями;
- в рамках дистанционного взаимодействия организовать работу по повышению правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств ребенка;
- формировать у них педагогическую компетентность по всем направлениям развития детей дошкольного возраста: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому;
- вырабатывать общие с родителями взгляды и педагогические установки на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традиционной культуре;
- гармонизировать детско-родительские взаимоотношения, оказывать помощь в организации семейного досуга.
3. Организация деятельности творческой группы
3.1. Творческая группа создается по инициативе педагогов или администрации ДО.
3.2. Деятельность творческой группы регламентируется настоящим положением и планом работы творческой группы на текущий учебный год.
3.3. Творческая группа ДО является добровольным содружеством педагогов с разным стажем работы, которые объединились на основании общего интереса к какой-либо проблеме, компенсаторных возможностей, взаимной симпатии.
3.4. Творческая группа педагогов ДО составляет план своей работы на текущий учебный год.
3.5. Руководит творческой группой методист. Он предлагает стратегию разработки тем, методы и формы работы творческой группы, обобщает и систематизирует материалы, анализирует предложения и выносит их на обсуждение группы.
3.6. Все вопросы функционирования творческой группы ДО решаются коллегиально, каждый участвует в разработке изучаемой темы.
3.7. Члены творческой группы представляют собственные практические материалы, выполняют творческие задания руководителя, высказывают свое мнение по предложенным материалам и т. д.
3.8. Формы работы творческой группы носят продуктивный характер деятельности: семинары-практикумы, диспуты, дискуссии, видеоролики, консультационные материалы и т. п.
3.9. Творческая группа ДО действует до тех пор, пока не исчерпает необходимость взаимного профессионального общения.
3.10. Итоги работы творческой группы представляет старший воспитатель на итоговом педагогическом совете ДО.
4. Права членов творческой группы
4.1. Члены творческой группы имеют право
- ставить вопрос о включении плана работы творческой группы в план работы ДО;
- обращаться к администрации ДО за помощью в научном, материальном и другом обеспечении работы творческой группы;
- апробировать педагогические и методические разработки членов творческой группы и других педагогов ДО.
5. Обязанности членов творческой группы
5.1. Члены творческой группы обязаны
- генерировать новые идеи взаимодействия с родителями, определять приоритетную идею для работы;
- осуществлять взаимопомощь и взаимообучение друг друга;
- организовывать творческий процесс по методическому и педагогическому оформлению идей, разработке механизма включения их в процесс дистанционного взаимодействия с семьями.
6. Ответственность членов творческой группы
6.1. Члены творческой группы несут ответственность за
- качественную подготовку методических и педагогических материалов;
- объективное отслеживание результатов апробации дистанционных форм взаимодействия;
- информирование администрации о результатах творческих поисков.
7. Организация дистанционного взаимодействия ДО с родителями
7.1. В рамках дистанционного взаимодействия творческая группа организует постоянное сотрудничество ДО с семьями по вопросам воспитания детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития.
7.2. Взаимодействие с родителями строится на основе дифференцированного подхода с учетом социального статуса, микроклимата семьи, родительских запросов и степени заинтересованности родителей деятельностью ДО.
7.3. Дистанционное взаимодействие предусматривает обеспечение психолого-педагогической поддержки семьям воспитанников и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
8. Принципы дистанционного взаимодействия ДО с родителями
8.1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, позитивный настрой на совместную деятельность.
8.2. Индивидуальный подход к каждой семье.
8.3. Сотрудничество, а не наставничество: создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
8.4. Повышение качества мероприятий: плохо подготовленное мероприятие может негативно повлиять на положительный имидж дошкольной организации в целом.
8.5. Динамичность: детский сад должен представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы детского сада с семьей.
9. Критерии оценки эффективности дистанционного взаимодействия ДО с семьей
9.1. Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДО как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
9.2. Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
9.3. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДО в педагогической деятельности.
9.4. Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДО.
10. Документация и отчетность творческой группы по взаимодействию с семьями
10.1. Руководитель творческой группы несет ответственность за наличие, содержательность и культуру ведения следующей документации:
- плана работы творческой группы;
- пакета методических рекомендаций, разработок, пособий как результата работы творческой группы.

Как применить сторителлинг в образовании, чтобы повысить запоминаемость учебного материала

Современное поколение обучающихся – это дети, которых одни ученые называют поколением Digital, другие – поколением Z, а третьи – поколением Альфа. Но все они сходятся в одном: современные дети стремительно овладевают IT-технологиями и в связи с этим формы их общения трансформируются, обрастая мемами и другой информацией из социальных сетей и сайтов в Интернете. То есть современным учителям буквально приходится бороться за внимание ученика с TikTok и YouTube-блогерами.
Чтобы оставаться интересными, многие педагоги стали обращаться к проверенному временем методу – подаче материала в виде историй. С древнейших времен практически у всех народов сказители и акыны передавали свои знания молодежи в виде эпосов, сказаний, легенд. Теперь это приобрело современный формат и называется – сторителлинг (storytelling – рассказывание историй).

Как технический прием сторителлинг впервые был использован руководителем одной из корпораций США Дэвидом Армстронгом для улучшения показателей работы компании и быстрого обучения новичков, где «одним из принципов работы была связь теории с практикой».
Сегодня сторителлинг чаще всего используется в бизнесе и рекламе для продвижения каких-либо продуктов.

В образовании сторителлинг стали использовать совсем недавно, и сейчас его можно описать как педагогическую технику, построенную на использовании историй с определенной структурой и героем, направленную на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.

Сложность в использовании сторителлинга как любого нового явления состоит в том, что на данный момент готовых историй по конкретным предметам практически нет. Следовательно, педагогам приходится самим разрабатывать истории. Давайте разберемся, как правильно это делать.
Об особенностях сторителлинга и причинах его популярности
Для начала важно понять особенности сторителлинга и понять причины, по которым он так быстро завоевал популярность. А они просты:
Причина 1-я. Сторителлинг быстро способствует запоминанию
Сторителлинг создает контекст, тем самым способствуя запоминанию. Наш мозг с трудом запоминает числа, данные или факты вне контекста. Но если мы получаем ту же самую информацию с контекстом, то систематизируем, понимаем и запоминаем ее намного легче, поскольку контекст позволяет нам визуализировать данные, превращая сложную, абстрактную или случайную информацию в простую для понимания. Например, донести до детей, как появилась геометрия или как изобрели первый двигатель, проще, если рассказать историю от первого лица, погрузив их в атмосферу того времени.
Причина 2-я. Истории пробуждают эмоции и устанавливают доверительные связи между людьми
Человек – социальное существо. Наше выживание и счастье зависят от других людей, поэтому природа наградила нас способностью считывать эмоциональное состояние соплеменников: злы они или добры, опасны или безопасны, друзья или враги. Кроме защитной функции, этот механизм позволяет формировать отношения и строить связи с другими людьми. Например, гораздо эффективней рассказать о том, что случилось с каким-нибудь пусть даже воображаемым учеником на занятии, чем просто читать лекцию по технике безопасности.
Виды сторителлинга
Классический сторителлинг
Классический сторителлинг – это реальная жизненная ситуация (или придуманная история), рассказываемая педагогом. Обучающиеся при этом только слушают и воспринимают информацию. В данном случае классический рассказ – это конкретная учебная информация, поданная в виде яркой запоминающейся истории (правила, теории, экспериментальные законы и пр.).
Например, сравните подачу информации в традиционном формате и в виде классического сторителлинга.


Активный сторителлинг
Активный сторителлинг – неявная история, канва которой задается педагогом. Обучающиеся при этом активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания данной истории. Поэтому для активного сториттелинга не используются явные знания и данные (правила, определения), а чаще всего дается часть информации, дополнения к которой могут появиться в практической деятельности.
При активном сторителлинге обучающиеся могут
- создавать истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям преподавателя;
- моделировать различные ситуации и искать пути выхода;
- анализировать истории самостоятельно или с преподавателем.
«Учил я как-то правило «Гласные О и Ё после шипящих в корне слова».
Вроде бы выучил. Погулял, решил снова повторить. Учебник не стал открывать, понадеялся на свою память.
– В корне слова под ударением пишем…
И тут я запнулся. Хоть убейте меня, я не помнил, что мы там пишем: О или Ё? Да что ж это такое? Как ни пытался вспомнить – не мог. Думаю, надо доставать учебник. Да не тут-то было! Не могу найти книгу – и всё тут! Уже везде посмотрел – как в воду канула. А я не вспомню, что же писать: О? Может, Ё? Наконец-то нашел учебник: он случайно упал за кресло, где я усиленно занимался зубрежкой. Открыл. Ура! Пишем Ё! Но тут же еще и исключения. Как их запомнить?
– Шов, шорох, капюшон, крыжовник, шомпол, – читаю я.
Как выучить?
Тогда я придумал для себя такую историю: «Я чистил ружье шомполом, вдруг услышал в кустах крыжовника шорох. Я накинул капюшон и пошел посмотреть, в чем дело. Да зацепился за колючку, порвал куртку. Пришлось накладывать шов».
Вот такая история со мной приключилась».
Цифровой сторителлинг
Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).
Это направление сейчас находится в активном развитии: создаются специальные сайты, приложения с готовыми историями. Например, российско-французский портал Edstories, где вы сможете найти материал по основным школьным предметам, профессионально выполненные короткие (4–5 минут) видеоуроки со встроенными интерактивными заданиями.
При использовании любого вида сторителлинга важно придерживаться правил создания и рассказывания самой истории:
- подавать неформально, доступным языком;
- быть краткой и легко запоминающейся;
- связана с реальной ситуацией, о которой рассказывается;
- целесообразно обращаться к популярным среди детей персонажам сериалов, фильмов, комиксов.
Не каждая история может претендовать на роль качественного образовательного сторителлинга. Раскроем некоторые правила на конкретных примерах.
4 правила при использовании сторителлинга
Правило 1-е. Язык сторителлинга должен быть неформальным, доступным, без нравоучений
Возьмем для примера две формулировки – один из курса биологии, другой – переработанный.


Естественно, вторая фраза доступнее для учащихся и создает более прочную основу для усвоения последующей информации.
Правило 2-е. Истории должны быть краткими, связанными с реальными ситуациями. Так они легко запомнятся.
Обе истории написаны в контексте сторителлинга. Какой историей учащиеся заинтересуются больше?
Сравните две истории из курса химии


Обе написаны доступным языком. Но первая история, во-первых, не учитывает возрастных особенностей школьников и ее построение больше подходит для учащихся начальных классов. Во-вторых, ее объем и большое количество персонажей приводит к размыванию необходимой информации. В-третьих, любой учащийся сразу поймет, что данная история не содержит реального контекста.
Правило 3-е. Используйте в историях героев популярных мультфильмов или комиксов
Еще более актуально в историях использовать героев популярных мультфильмов или комиксов, или даже брать готовые сюжеты из фильмов, напоминая детям, что случилось с их любимым персонажем.
Представьте: урок биологии, тема – «Земноводные». Вы начинаете рассказывать про классы амфибий, их виды, подвиды… И тут вспоминаете Гарри Поттера из «Кубка огня» и на примере Гарри-амфибии рассказываете об особенностях земноводных.
Закрепить информацию поможет памятка. Скачайте и сохраните себе в методическую копилку.
Нажмите, чтобы посмотреть полностью


Правило 4-е. Для написания своей собственной истории необходимо придерживаться четких пунктов
Смысл и содержание. История должна соотноситься с реальностью, с жизненным опытом. Неизменные атрибуты: развивающийся сюжет, герои и «приправа, которая создает вкус» – метафоры.
Цели и выводы. Хорошая история воздействует и на эмоции, и на разум. Она должна содержать понятную идею, ради которой она и рассказывается.
Качественное оформление. Информацию, историю лучше визуализировать. Лучше, например, представить идею интерактивно: в презентации или в фото.
Пока вы не придумаете собственные истории сторителлинга, воспользуйтесь готовыми шаблонами.
4 готовых шаблона сторителлинга
Шаблон 1-й. На основе реальных ситуаций
В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.
Шаблон 2-й. На основе повествования
Вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса учащихся к теме занятия.
Шаблон 3-й. На основе сценария
Учащийся становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.
Шаблон 4-й. На основе проблемных ситуаций
Способ решения проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Большинство историй имеют следующую структуру.
Яркое и короткое вступление, обозначающее проблему, которую необходимо ре- шить.
Если учащиеся, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредоточивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту учащихся.
Развитие события, где раскрываются основные сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее вникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится всё напряженнее.
Кульминация, знаменующая пик истории и ее разрешение. Проблема решена, и все тайны раскрыты, причем, как правило, решение бывает не таким, как мы ожидали.
Заключение, в котором подводятся итоги истории.
Примеры использования сторителлинга на уроках химии
Приведем несколько примеров использования сторителлинга на уроках химии.

Катализатор, или Благородство Платины
В далекой-далекой галактике воспитывался мальчик. Воспитывался благородно, как и все в его роду Платиновых. Держались они самобытно (самородно), общались с соседями мало. Скучно стало ему, и принялся он уговаривать родителей: «Отпустите меня. Хочу новые миры посмотреть, на новых планетах побывать». «Хорошо, — ответил отец. — Но не забывай, что ты из благородного рода! Веди себя достойно. И если уж попадешь в какую-то историю, сумей сохранить себя». Вскоре прилетел молодой человек на планету «Органические вещества», и, странное дело, его благородство оценили многие семейства. Жизнь в них закипела с новой силой. Несмотря на свое бескорыстие, сам Платина не менялся. Вскоре он открыл свою фирму и назвал ее «Катализатор». Много работал, ездил по вызовам, прославился в различных семьях Органических веществ, но всегда сохранял свое благородство и самобытность.
После истории учащиеся, должны выделить существенную информацию, отвечая на вопросы:
- Охарактеризуйте понятие «Благородные металлы».
- Почему платина относится к самородным веществам?
- Подумайте, почему органические вещества ценят платину?
- Что такое катализатор?
- Чем тушить пожар?

«Возгорание в промзоне. Предположительно – трейлер с магнием», – поступило сообщение по рации. Арман заволновался и, собираясь, стал вспоминать, чему его учили на первом курсе… Тогда это казалось несущественной глупостью.
Тогда преподаватель подполковник Ионова и курсант Сарсенов стояли у доски. Задача из сборника задач по химии издательства МЧС: «Оцените возможность использования в качестве средства тушения пены на основе галогенозамещенного пенообразователя на примере четыреххлористого углерода для тушения щелочных металлов на примере натрия. Ответ обоснуйте. Приведите примеры, какие средства тушения допустимы для тушения подобных веществ».
– Чем вы будете тушить щелочные металлы?
– Водой! – ответил курсант Сарсенов.
– Почему? Обоснуйте! – предложила Ионова.
– Ее много, она дешевая, текучая, с высокой теплоемкостью, ее легко подавать на большие расстояния, и еще – вы же сами нам рассказывали: она работает по трем направлениям: охлаждение-разбавление-изоляция, то есть хороша со всех точек зрения.
– С точки зрения достоинств воды как средства тушения, вы абсолютно правы. Но, выбирая способ тушения, каким принципом мы руководствуемся в первую очередь?
– Безопасностью! – ответили с первой парты.
– Правильно! А что мы подразумеваем под безопасностью в данной ситуации?
Первое правило: при выборе безопасного средства тушения – оно не должно вступать в химическое взаимодействие с тем, что мы тушим. Согласно расчету щелочные и щелочноземельные металлы реагируют с водой и с пенообразователем на основе четыреххлористого углерода достаточно бурно, с выделением большого количества тепла, что может привести к взрыву.
Вывод: водой и четыреххлористым тушить нельзя! Выбираем порошковые составы!
Вспомнив это, Арман молниеносно сделал выводы.
После тушения пожара командир сказал:
– Ну, ты молодец! Всех поставил на место. Как ты их лихо остановил от подачи воды… Пусть знают наших!
После прочтения и обсуждения истории учитель может дать учащимся задачи, в которых будут допущены ошибки, и попросить к следующему занятию придумать собственные истории с похожим сюжетом: «А что будет если…».
Как видим, сторителлинг помогает превращать учебные задания из некой абстракции в реальную жизненную ситуацию, увидеть ошибки, закрепить правильный порядок действий, убедиться в практической пользе теоретических знаний.
Чтобы больше узнать о сторителлинге и особенностях его использования, рекомендуем следующую литературу:
- Аннет Симмонс «Сторителлинг. Как использовать силу историй». В книге представлено шесть типов сторителлинга и как их можно применять в зависимости от обстоятельств и аудитории, на которую истории нацелены. Здесь представлено множество историй, которые помогут вдохновиться и написать что-то подобное.
- Роберт Макки «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только». Автор анализирует фильмы и показывает, из каких компонентов складывается хорошая история, приводит примеры, как рассказывать о событиях и как довести героя до кризиса, чтобы зритель, слушатель или читатель сопереживал и не мог оторваться от истории.
- Пол Смит «Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй». В книге представлена матрица историй, которая поможет вам подобрать историю на любую тему.
Кроме того, для обучения сторителлингу создано множество платформ, позволяющих отработать навыки создания устных и цифровых историй. Например, на плафтормах Foxford, 4Brain, Storytelling School.

Приведем пример истории, рассказанной учеником о том, как он учил правило.