ещё
свернуть
Все статьи номера
№1, 2021
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Пошаговый алгоритм, как внедрить в школе технологию Lesson study и повысить профессиональное мастерство педагогов

Опыт работы ведущей школы г. Костаная показал, что 50 % учителей партнерских школ города изолированы от школьных коллег в профессиональном аспекте. Поэтому было решено внедрить в партнерские школы подход Lesson study, направленный на повышение профессионального мастерства каждого педагога и качества обучения через совместную работу учителей.

Руководство ведущей школы провело анкетирование среди партнерских школ. На вопрос, какую форму повышения квалификации предпочитают педагоги, получили такие данные:

  • аттестация – 100 %;
  • методическое объединение – 99 %;
  • курсы повышения квалификации – 97 %;
  • открытые уроки – 88 %;
  • уроки, на которых используется подход Lesson study – 55 %.

После внедрения в партнерские школы Lesson study результаты опроса были на 100 % в пользу уроков с применением данного подхода.

Почему исследование урока набирает популярность среди ведущей и партнерских школ города?

Традиционные способы организации методической работы в партнерских школах часто работают не так, как хотелось бы. Например, руководители методобъединений зачастую заняты составлением множества отчетов, заполнением документов, и у них не остается времени на посещение уроков. Директорам и их заместителям тоже не хватает времени на взаимодействие с учителями.

Шесть аргументов, почему стоит внедрить Lesson study

Аргумент 1-й. Lesson study – это не способ контроля учителя и не анализ урока. Обычно учителя опасаются критики в свой адрес, но здесь внимание направлено на работу учеников, т. е. ситуация для учителя менее стрессовая, чем, например, открытый урок.

Аргумент 2-й. Решается одна конкретная проблема: например, как не допустить отставания «слабых» учеников или как внедрить групповую работу и т. д. Берется та проблема, которая наиболее актуальна для той или иной магнитной школы. В свою очередь школа выбирает параллель и класс.

Аргумент 3-й. Педагоги партнерских школ вместе планируют урок и ставят измеримые цели, которые достигнут ученики с разным уровнем усвоения материала. При этом каждая партнерская школа работает самостоятельно. Объектами наблюдения становятся три типичных ученика: «успевающий», «средний», «отстающий». Педагоги ведут работу не только c «сильными» учениками, которые сами идут на контакт, но и с «отстающими». Три цикла проекта в форме трех уроков и последующего анализа позволяют оперативно пробовать и корректировать методические приемы для решения проблемы.

Аргумент 4-й. В совместной работе учителя получают доступ к опыту, методам, лайфхакам друг друга. Они оказываются в ситуации командной работы, совместной проектной деятельности. Так они сами осваивают и применяют на практике навыки XXI века, которые должны транслировать своим ученикам.

Аргумент 5-й. Поскольку внимание концентрируется на действиях отдельных учеников, на уроках реализуется один из главных образовательных трендов — индивидуализация обучения.

Аргумент 6-й. Результаты проекта учителя могут эффектно представить и передать коллегам.

Пошаговый алгоритм, как внедрить технологию Lesson study

Инициатором внедрения Lesson study не обязательно должна быть администрация. Проект можно запустить и по желанию учителей. Раздайте учителям памятку с правилами, которые помогут реализовать технологию, и следуйте пошаговому алгоритму.

Шаг 1-й. Создайте группы/группу педагогов. Оптимальное число участников группы 3–5 человек, но можно организовать работу педагогов в паре. Если собрать большую команду из шести человек и более, многие окажутся не у дел и будут просто присутствовать, а не участвовать.

Включать ли в команду кого-то из администрации школы?

Это не обязательно, но участие, например, заместителя директора, сразу поднимет статус проекта.

Учителей в группы подбирайте не по предметам, а по интересам. Если сгруппируете преподавателей одного предмета, то исследование, скорее всего, сведется к проработке учебного материала.

Шаг 2-й. Проведите предварительную встречу: согласуйте правила и ценности, тему и первый урок. Вначале выберите проблему, интересующую каждого участника группы, и распределите обязанности. Назначьте модератора, который поможет раскрыться каждому участнику группы и будет фиксировать все решения.

Поддерживайте одинаковый статус участников независимо от опыта и должности.

Шаг 3-й. Назначьте первую встречу, чтобы спланировать 1-й урок. Участники группы устанавливают цели урока, выбирают из класса трех учеников с разной успеваемостью, критерии для каждого из них, договариваются об этапах урока, вопросах для интервью учеников после урока, пытаются спрогнозировать действия и реакцию учеников. Здесь очень важно не демонстрировать низкие ожидания, связанные с «отстающими» учениками, а мыслить позитивно, планировать хороший урок, в котором найдется ситуация успеха для каждого.

Когда будете ставить цели, ответьте на четыре вопроса:

  • Это измеримо?
  • Этого можно достигнуть за один урок?
  • Как это звучит с позиции ученика?
  • Это учебный результат?

Примеры ошибочных целей

• Познакомить с решением выражений со скобками (знакомство с темой не означает понимание).
• Продолжать работу над задачами изученных видов (это не цель, а тип деятельности).
• Развивать наблюдательность, внимание, смекалку, вычислительные навыки (неизмеримо в рамках одного урока).
• Внедрение здоровьесберегающих технологий (такая формулировка определяет цель не для ученика, а для учителя).

Ключевые точки планирования урока

  • Ожидания относительно того, что должны освоить ученики.
  • Способы измерения этих знаний и навыков.
  • Реакция в случае неудачи (ученики не справились).
  • Реакция в случае быстрого достижения целей (слишком легкие задачи, или ученики освоили всё раньше).

Шаг 4-й. Учитель № 1 проводит урок, остальные участники группы присутствуют и  наблюдают. Свои наблюдения учителя заносят в таблицу. Образец таблицы найдете ниже. После окончания урока присутствующие учителя интервьюируют трех выбранных учеников.

Таблица для наблюдения за уроком

Шаг 5-й. Группа обсуждает и анализирует урок № 1. На основе выводов по уроку № 1 планируют урок № 2 для учителя № 2.

Шаг 6-й. Второй и третий циклы проекта. По аналогии с первым уроком учителя проводят и обсуждают уроки № 2 и № 3.

Шаг 7-й. Группа сравнивает результаты планирования и наблюдения, делает выводы. Как правило, итог исследования группа представляет на школьном или внешкольном (в рамках работы ведущей и партнерских школ) мероприятии. Если презентация проходит вне школы, то статус проекта в школе, конечно, выше (см. памятку для педагогов).

Что даст внедрение технологии Lesson study

В качестве доказательства повышения профессионального мастерства педагоги представляют сборники материалов по работе ведущей и партнерских школ. Например, шесть педагогов ведущей школы ГУ «Школа-лицей № 1 отдела образования акимата г. Костаная» в текущем учебном году обобщили свой опыт на уровне области, разработав поурочные планы для 1-х классов на 1-ю и 2-ю четверти в рамках дистанционного обучения.

Подход Lesson study эффективен, поскольку помогает учителям

  • почувствовать разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;
  • понять, как планировать обучение, чтобы оно максимально удовлетворяло потребности учащихся. 



← Нажмите, чтобы посмотреть полностью


Скачать

№1, 2021
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Концепция Lifelong Learning: как система МООК поможет повысить профессиональную компетентность

Отличительной особенностью методического сопровождения педагогов в последнее время становится создание гибких методических систем, основанных на концепции Lifelong Learning. Она предполагает непрерывный добровольный поиск знаний, вдохновляющий на личностное и профессиональное развитие.

В условиях эпидемии коронавируса актуальными и востребованными стали курсы повышения квалификации в дистанционном формате. Их цель – постоянно совершенствовать педагогическое мастерство. Информационные технологии и открытое образовательное пространство дают возможность не только улучшить свои профессиональные навыки, но и развивать себя как личность. Примером дистанционного самообразования можно назвать систему МООК. Далее узнаете, какие образовательные платформы входят в систему МООК и как проходить по ней обучение. Еще дадим сводную таблицу популярных платформ для МООК с кратким описанием их особенностей.

МООК (англ. Massive open online course)

массовый открытый онлайн-курс. Одна из форм дистанционного образования с массовым интерактивным участием и применением технологий электронного обучения, предполагающая открытый доступ через Интернет.

Само понятие МООК – массовые открытые онлайн-курсы – стало известно относительно недавно. С 2010 г. стали появляться открытые видеолекции, позднее появились открытые онлайн-курсы.

Зачем нужны массовые открытые онлайн-курсы

Эта форма образования расширяет возможности для создания гибкой методической системы сопровождения индивидуального маршрута педагога, помогает отрабатывать soft и hard skills.

Каковы преимущества этой современной формы обучения?

МООК дает возможность самостоятельно выбирать дистанционные курсы в соответствии со своим профессиональным уровнем и мотивацией для творческого и академического саморазвития. Многие курсы в системе МООК предоставлены на бесплатной основе. Это дополнительная мотивация для педагогов повысить свою профессиональную компетентность без материальных затрат.

Курсы МООК созданы лучшими университетами мира. Они отличаются высоким качеством, прогрессивными формами обучения и органично встраиваются в общую концепцию Lifelong Learning.

Какие образовательные платформы включены в систему массовых онлайн-курсов

На основании исследования образовательной платформы «Нетология» самыми популярными платформами массовых онлайн-курсов являются Coursera, edX, Udacity, Stepik. На этих платформах можно найти тысячи курсов по различным специализациям. К примеру, Coursera с 2012 г. представила более 2 000 курсов по сотням специализаций в сотрудничестве с ведущими высшими учебными заведениями мира. С 2013 г. Coursera сотрудничает с российскими вузами, первыми среди которых были МФТИ, НИУ ВШЭ и СПбГУ. Об особенностях других образовательных платформ системы МООК узнаете из таблицы.

Особенности популярных платформ для МООК

Чтобы начать обучение, выполните два простых шага.

Шаг 1-й. Выберите образовательную платформу и зарегистрируйтесь.

Шаг 2-й.Подберите интересующий курс в зависимости от вашего уровня профессионального мастерства и личных предпочтений. Когда выбираете курс, обратите внимание на информационную наполненность, язык обучения и возможность получения сертификата.

Ряд национальных платформ открытого онлайн-образования не берут на себя ответственность за сертификацию знаний.

Учитесь в индивидуальном режиме, выполняйте задания в удобное время и сдавайте итоговые тесты. Если наберете от 50 до 70 % баллов, вам выдадут сертификат, если он предполагается руководителем курса.

Каких результатов ожидать от курсов

Независимо от того, на какой платформе и курсе МООК вы остановите свой выбор, вы научитесь

  • находить информацию;
  • дисциплинировать себя и организовывать свое время;
  • планировать работу и принимать решения;
  • сотрудничать и работать в команде;
  • использовать новые информационные технологии и средства коммуникации;
  • выбирать свою образовательную траекторию, формировать ее и включать онлайн-курсы в индивидуальный учебный план.

Советы при обучении на курсах МООК

  • Планируйте время для обучения, иначе рискуете бросить курс незавершенным.
  • Выбирайте курсы, которые не превышают уровень вашей компетентности.
  • Не подписывайтесь на мега-список разнообразных платформ и курсов. Качественно пройти обучение одновременно на нескольких курсах все равно не удастся.
№1, 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Шесть интерактивных методов, которые повысят познавательную активность учащихся

В настоящее время более 60 % преподавателей проводят занятия в традиционном формате. И это понятно, ведь на традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Опора на коллектив позволяет уделять внимание и отличникам, и учащимся со средними показателями успеваемости. Однако при традиционном формате преподавания страдают «сильные» студенты, ведь преподаватель старается подтянуть «средних» и «слабых» студентов, а с «сильными» работать не остается времени.

Согласно проведенным исследованиям от 20 до 50 % подростков не имеют учебных познавательных интересов, или же эти интересы расплывчаты, аморфны, случайны. И здесь важным правилом стимулирования их познавательной деятельности является умение педагога сделать работу на уроке привлекательной. А сделать это можно применяя на занятиях интерактивные методы обучения.

Что дают интерактивные методы преподавания

Сейчас все инновации в преподавании так или иначе связаны с применением интерактивных методов обучения. Во время такого занятия в процесс познания включаются все обучающиеся группы без исключения. Происходит совместная деятельность. Каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад. В ходе работы студенты обмениваются знаниями, своими креативными идеями, способами деятельности. Работа происходит в групповой или парной формах, учащиеся могут применять проектную работу, ролевые игры. Осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интер-активные методы способствуют активному взаимодействию, активности, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Возникает среда образовательного общения, которая выделяется открытостью, взаимодействием, равенством аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Педагог подводит студентов к самостоятельному поиску. Его активность уступает место активности детей, а главная задача преподавателя – создать им условия для проявления инициативы.

Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы со студентами: проведение тематических уроков; создание временных творческих коллективов при работе над учебным проектом; работа над портфолио студента; проведение дискусий, обсуждений и дебатов по спорным вопросам, которые могут возникнуть в коллективе; создание образовательных ресурсов.

При решении воспитательных и учебных задач можно использовать следующие интерактивные формы работы: интерактивные экскурсии; кейс-технологии; видеоконференции; круглые столы; мозговой штурм; дебаты; фокус-группа; деловые и ролевые игры; учебные групповые дискуссии; тренинги.

На каких этапах применять методы активного обучения

Этап 1-й – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т. д.

Этап 2-й – контроль знаний (закрепление). Могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т. д.

Этап 3-й – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний; развитие творческих способностей. Возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов.

Какие виды интерактивных методов применять на занятиях

Вебинар – это онлайн-семинар, организованный посредством интернет-технологий. Актуальный метод в период пандемии, но может применяться в любое время. Вебинару присущ главный признак семинара — интерактивность. Педагог делает доклад по новой теме, студенты слушают и задают вопросы, педагог на них отвечает.

При проведении вебинара отсутствует «живое» общение, это главное отличие вебинара от семинара. Поэтому в ходе вебинара для лектора важно спровоцировать общение, обсуждение. Да, это не совсем привычный для подростков метод общения, но педагог может вызвать их на обсуждение, периодически напоминая, что он готов ответить на любой вопрос студентов. Активно вовлекая аудиторию в финальное обсуждение, важно вызвать на разговор хотя бы одного, другие студенты быстро подхватят.

Групповая дискуссия. Для осуществления данного метода необходимо разбить всех студентов на малые подгруппы. Каждая подгруппа обсуждает вопросы, которые входят в тему занятия. Дискуссию можно организовать по-разному: все подгруппы могут обсуждать один вопрос или же обсуждаемая тема разбивается на отдельные задания. После обсуждения студенты подводят итоги: одни члены подгрупп выступают с докладами, другие составляют методические разработки или инструкции, третьи – составляют план действий.

Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.

Интервью –с английского означает «беседа». На занятиях можно применять несколько видов интервью:

  • документальное интервью, когда студенты изучают события прошлого, различные факты из истории, выявляют ошибки прошлого, высказывают суждения, оценивают;
  • интервью мнений, когда нужно узнать мнение респондента по определенному вопросу. Главная цель – дать возможность тому, кого интервьюируют, высказать свою точку зрения.
Как формулировать вопросы для интервью?

Вопросы могут возникнуть при прослушивании новой темы, до нее, при подготовке к ней или при изучении различных источников. Интервьюером может быть как сам педагог, так и студенты, которые заранее подготовили информацию по заданной теме.

Когда задавать вопросы?

Студенты могут задавать вопросы педагогу на протяжении всей лекции, превращая ее в лекцию-консультацию. Вопросы можно задать в начале лекции, при актуализации новой темы. Также вопросы можно записывать по ходу занятия, а потом передать педагогу.

Сase-study – анализ конкретных ситуаций. Студенты анализируют конкретную ситуацию, пытаются разобраться в сути проблемы и предлагают возможные решения, из которых нужно выбрать лучшее.

Кейсы подразделяются на практические ситуации, которые основаны на реальных, жизненных примерах, обучающие. Они создаются искусственно, с элементами условности при отражении в них жизни. Выделяются также исследовательские кейсы, которые применяются при исследовательской деятельности.

При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

Кейсы (ситуации) можно раздать каждому студенту заранее или же на самом занятии. В зависимости от сложности кейса студенту предоставляется от 5 до 10 минут для ознакомления. Педагог начинает занятие с проверки знаний студентов содержания кейса, например, спрашивает: «Сколько всего персонажей действует в данной ситуации?» или «Что является центральной проблемой данного кейса?». Далее студенты задают вопросы, чтобы уточнить ситуацию и получить дополнительную информацию, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения. В итоге каждый участник или группа представляют свой вариант решения в виде устного доклада.

Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса:

  • Почему ситуация выглядит как дилемма?
  • Кто принимал решения?
  • Какие варианты решения он имел в виду?
  • Что ему надо было сделать?

При подведении итогов педагог дает информацию о решении проблемы, которая обсуждалась участниками.

Коучинг – это особый вид консультирования, сотрудничество и сотворчество с целью раскрытия ресурсов, потенциала студентов. Коучинг на сегодняшний день является одним из самых эффективных инструментов развития и личностного роста человека. Это не наставничество, не психотерапия, не тренинг, а уникальный процесс, направленный на результат, которого хочет достичь студент.

Основная задача – не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности студент смог сам находить и получать необходимые знания. Суть подхода – раскрыть спящий внутренний потенциал и привести в действие систему мотивации каждого отдельно взятого человека.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Позволяет развить у студентов умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию.

На уроке педагог сообщает студентам тему следующего занятия, количество ожидаемых ошибок и дает материалы или ссылки на источники для предварительного ознакомления с заявленной темой. Перед занятием педагог разделяет студентов на небольшие подгруппы по 3–5 человек, сидящих рядом друг с другом. Изложение материала рекомендуется разделить на 3–4 подраздела. После каждого подраздела педагог дает 2–3 минуты на обсуждение материала в подгруппе и вынесение заключения: имеются ли ошибки и сколько их сделано в данном подразделе. По каждой подгруппе на доске фиксируется количество ошибок.

Изложение всего материала рекомендуется закончить не менее чем за 10 минут до конца занятия. Представителям каждой подгруппы педагог предлагает озвучить все указанные ими факты ошибок и записать их на доске. Можно предложить другим подгруппам опровергнуть заявленные факты или обосновать последствия этих ошибок, давая возможность показать студентам уровень владения темой.

В заключение необходимо указать правильные ответы и поощрить те подгруппы, в которых отмечен наибольший процент правильных ответов. Поощрением могут служить баллы рейтинговой системы, выставляемые за занятие или проценты от итоговой оценки за дисциплину.



← Нажмите, чтобы посмотреть полностью


Скачать