ещё
свернуть
Все статьи номера
№5, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Майский отчет заместителя директора по итогам года: составьте в два раза быстрее по контрольным точкам и готовому шаблону

В течение последнего учебного месяца вам предстоит подвести итоги и проанализировать эффективность проделанной научно-методической работы за год. Качественный анализ всех направлений работы поможет верно определить задачи на будущий учебный год и повысить профессиональную компетентность учителей. В статье поможем составить документ по контрольным точкам и подскажем, какие данные отразить в каждом из направлений. В конце статьи скачайте готовый образец документа и два годовых плана: по научно-методической работе и по работе наставника с молодым педагогом.

Как составить анализ и не упустить важное

Единой формы для анализа научно-методической работы нет, поэтому каждый заместитель директора по НМР составляет его сам. Чтобы осветить в документе все стороны проделанной работы за год, предлагаем разбить информацию на блоки по направлениям. Ниже - 10 контрольных точек. По ним сверьте, отразили ли вы данное направление в своем отчете, и при необходимости добавьте нужные сведения.

1. Информационно-методическое обеспечение УВП

В первом блоке расскажите, как проводили диагностику деятельности педагогов, и укажите направления. Далее дайте информацию о повторной диагностике.

2. Работа с кадрами

В отчете обязательно отразите статистические данные о педагогических кадрах на конец учебного года. Укажите, сколько в составе молодых учителей и учителей со стажем, а также наличие у них категории.

На основании самоанализа педагогической деятельности и заявленной темы самообразования определите, кому из учителей нужна курсовая переподготовка. Данные о курсовой подготовке покажите в динамике за последние три года. Так вы сможете отслеживать эффективность подготовки.

3. Предметные методические объединения

Иногда заместители директора делегируют свои полномочия руководителям МО. Например, можно передать им часть функций по осуществлению внутришкольного контроля: проводить анализ, контролировать качество знаний по предметам. Это хорошая практика, так как каждый из руководителей сможет дать развернутый анализ по результатам работы своего МО, что в свою очередь поможет своевременно решать в школе систему учебно-методических задач.

Каждое МО работает над своей темой, но она должна быть тесно связана с темой школы. В документе обозначьте те мероприятия, которые проводили МО: заседания, открытые уроки, мастер-классы и т. д. Итоги проведенных мероприятий председатели МО сдают вам вместе со всесторонним анализом работы учителей-предметников за учебный год. Руководители МО отчитываются вам в конце мая, обобщите их аналитические отчеты и выдайте итоговый комментарий.

4. Работа над темой самообразования

В этом блоке расскажите, как МО ведут работу с учителями по темам самообразования и как проходит методическое сопровождение учителей по выбранной теме, в какой форме объединения подводят итоги.

5. Предметные недели, семинары, мастер-классы

В соответствии с Положением о предметной неделе укажите, в какие сроки методические объединения проводили мероприятия в рамках декад. В отчете озвучьте сильные и слабые стороны работы учителей.

6. Работа с учебными кабинетами

Чтобы пройти очередную сертификацию кабинета, учителя должны соблюдать определенные требования к его организации. Оцените, как учителя провели работу в данном направлении.

Руководителям методических объединений раздайте инструкции, которые помогут им организовать работу учебного кабинета, соблюдая нужные требования. К анализу приложите отчет о готовности кабинетов на следующий учебный год.

7. Организация и проведение внутришкольного контроля

В седьмом блоке расскажите о результатах внутришкольного контроля: чему уделили особое внимание при анализе посещенных уроков, в какой форме даете учителям обратную связь. Если анализ показал динамику проведения открытых уроков, обязательно отразите это в отчете.

8. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения

Этот блок посвятите анализу своей работы по предпрофильной подготовке. Опишите мероприятия, которые реализовали в течение года: провели собрания, разработали программы курсов по выбору и т. д. Учтите, что содержание и форма организации курсов должны быть ориентированы на расширение знаний ученика по предмету и на самоопределение ученика относительно профиля обучения в 10–11-х классах.

9. Школа молодого учителя

Как правило, начинающие учителя сильны в теории, но плохо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Поэтому помочь и поддержать молодого учителя, повысить его профессиональную компетентность – главная задача ШМУ.

Наставники должны предоставить вам план своей работы с подопечным, а также анализ результатов проведенной работы за год.

Предложите молодым учителям заполнить лист самооценки. Он позволит объективно оценить их профессиональный рост.

10. Участие педагогов в предметных олимпиадах, творческих конкурсах

Разработайте таблицу, чтобы отслеживать участие учителей в предметных олимпиадах и профессиональных конкурсах. Побуждайте учителей принимать участие в подобных мероприятиях. Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методического объединения учителей, творческие отчеты и защита индивидуальных программ, а также участие в экспертных комиссиях помогают формировать творческий потенциал и повышать профессиональный рост педагога.

Данные о том, какие методы мотивации используете для участия учителей в олимпиадах и профессиональных конкурсах, также отразите в этом блоке.

Далее в статье – образец анализа НМР за учебный год. Дополните его персональной информацией по вашей школе и заполните готовые образцы. Так вы в два раза сократите время на составление отчета и не упустите важное.

  1. Информационно-методическое обеспечение УВП
  2. Работа с кадрами
  3. Предметные методические объединения
  4. Работа над темой самообразования
  5. Предметные недели, семинары, мастер-классы
  6. Работа с учебными кабинетами
  7. Организация и проведение внутришкольного контроля
  8. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения
  9. Школа молодого учителя
  10. Участие педагогов в предметных олимпиадах, творческих конкурсах

Образец анализа научно-методической работы за учебный год
Приложение
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор КГУ ____________________________
__________________ / ____________________
«___» ___________________________ 20___ г.

План научно-методической работы КГУ ___________________________________
на 20___/20___ учебный год

Методическая тема школы: «Развитие педагогических компетентностей учителей через внедрение новых подходов в обучении и преподавании с целью повышения качества образовательного процесса».

Цель научно-методической работы: создание благоприятной среды для профессионального обучения и развития педагогов.

Задачи научно-методической работы

  • Внедрение новых подходов в преподавание и обучение.
  • Развитие у педагогов навыков применения информационно-коммуникационных технологий, дистанционного обучения.

Формы работы

  • Педагогический совет.
  • Методический совет.
  • Творческие группы учителей по реализации проектов школы.
  • Организация работы с одаренными детьми.
  • Организация и контроль подготовки к квалификационному тестированию.
  • Консультации по заполнению электронного портфолио. Контроль заполнения.
  • Открытые уроки.
  • Преподавание химии, физики, информатики, биологии на английском языке.
  • Предметные недели МО.
  • Работа с молодыми специалистами.
  • Консультации по разработке авторских программ, организации и проведению современного урока.
  • Творческие отчеты.

Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку

Администрация школы определила приоритетные задачи, спланировала деятельность по созданию условий для всех участников образовательного процесса, проанализировала, как были выполнены принятые управленческие решения, направленные на повышение качественных показателей обученности учащихся. Выявлены причинно-следственные связи отдельных педагогических явлений и проведена соответствующая коррекция деятельности.

I. Информационно-методическое обеспечение УВП

В начале учебного года проводилась диагностика деятельности педагога по следующим направлениям:

  • тема самообразования;
  • участие в методической работе;
  • методическая литература;
  • учебно-методический комплекс;
  • планы в области профессиональных затруднений;
  • необходимая помощь;
  • предложения по организации учебного процесса.

По выявленным проблемам проводилась работа в течение всего учебного года. В целях создания банка данных о педагогах обновлены карточки повышения квалификации.

В конце учебного года провели повторную диагностику работы учителей. Ее результаты будут учтены в планировании работы на учебный год.

II. Работа с педагогическими кадрами

1. Данные о педагогах.

Статистические данные о педагогических кадрах на конец учебного года

Педагогический стаж

Возрастной состав учителей

2. Аттестация кадров.

Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом, так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников школы.

Статистические данные о квалификации педагогов

3. Повышение квалификации педагогов.

На основании самоанализа педагогической деятельности и заявленной темы самообразования педагогических работников школы определяется необходимость в курсовой переподготовке педагогов.

Составлен перспективный план повышения квалификации. В школе создана система повышения квалификации, которая позволяет совершенствовать педагогическое мастерство. Имеются статистические данные о курсовой подготовке педагогических кадров за последние три года. Отслеживается эффективность курсовой подготовки. Эффективность подтверждается разработкой программ элективных курсов, методических рекомендаций, а также публикациями учителей школы.

Проводится курсовая подготовка педагогов по их адаптации в современном информационном пространстве и использованию информационных технологий в учебном процессе.

4. Поощрение учителей.

В течение года за результативное участие в предметных олимпиадах и конкурсах осуществлялось поощрение учителей.

5. Передовой педагогический опыт (публикации, выступления).

III. Предметные методические объединения

Главными звеньями в структуре методической службы школы являются предметные методические объединения. В школе функционировали семь предметных методических объединений:

  • МО учителей общественно-гуманитарного цикла;
  • МО учителей математики и информатики;
  • МО учителей естественно-научного цикла;
  • МО учителей казахского языка;
  • МО учителей иностранных языков;
  • МО учителей эстетических дисциплин, физкультуры и НВП;
  • МО учителей начальных классов.

Руководителям МО была делегирована часть функций по осуществлению внутришкольного контроля: контроль, анализ, качество знаний по определенным предметам. Каждый из руководителей выполняет свои обязанности, и этот фактор способствует возможности на хорошем уровне решать в школе систему учебно-методических задач.

Каждое МО работало над своей темой, тесно связанной с темой школы. В рамках МО проводились заседания, открытые уроки, велась работа по самообразованию, работа с одаренными и неуспевающими детьми. Основное назначение МО нашей школы (на данном этапе) непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей.

Подведены итоги проведенных мероприятий на заседаниях МО, руководителями МО проведен всесторонний анализ работы учителей-предметников за учебный год. Руководители МО в конце мая представили подробный анализ своей работы за истекший период.

IV. Работа над темой самообразования

Каждый педагог школы работает над темой самообразования. В соответствии с темами составлен перспективный план повышения квалификации. Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. Выбор темы самообразования основывается на оценке деятельности, видением каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, проектировать и контролировать свою деятельность.

В начале года каждый учитель определил свою методическую тему и согласовал ее с заместителем директора. В течение года учителя собирали в копилку теоретическую информацию, представляли на заседаниях МО доклады по теме. Заседания проводились в форме «круглого стола», на котором каждый педагог получил рекомендации для дальнейшей работы по своей теме. В мае все работы были сданы на рецензирование руководителю методического объединения. В сентябре все педагоги должны будут сдать доработанный материал по теме самообразования методисту. В октябре проведем практическую конференцию, на которой будут заслушиваться лучшие сообщения. Их будем рекомендовать для выступления на семинарах, методических совещаниях. Они же составят основу при аттестации учителя.

V. Предметные недели, семинары, мастер-классы, олимпиады, круглые столы

В соответствии с Положением о предметной неделе и сроках ее проведения были утверждены мероприятия, которые охватывали все возрастные группы учащихся. По проведенным мероприятиям во время каждой предметной недели сделан подробный анализ.

VI. Работа с учебными кабинетами. Материальное обеспечение методической работы

Работа с учебным кабинетом в этом году не ограничивалась только проверкой их санитарного состояния. Продолжилась работа для получения сертификата кабинета. Учителя провели большую работу по систематизации методических пособий и дидактических материалов.

Руководители МО получили инструкции по организации работы учебного кабинета, требования к кабинету, требования к составлению годового плана и плана на перспективу.

Анализ готовности кабинетов

VII. Организация и проведение внутришкольного контроля

Для контроля за состоянием преподавания учебных предметов, а также предметов по выбору, индивидуальных и групповых занятий был составлен план посещения уроков и занятий. Особое внимание при анализе урока уделялось совершенствованию форм и методов организации урока.

Все рекомендации по устранению и коррекции недостатков предоставляются на малых педсоветах, методических совещаниях, совещаниях методических объединений, совещаниях при директоре. Наличие обратной связи позволяет оперативно исправить выявленные недостатки.

Посещенные уроки показали, что в целом меняется отношение педагогов к предметным ЗУН и общепредметным умениям и навыкам. Учителя ставят цели развития личных качеств учащихся на уроке, стараются реализовать их средствами учебного предмета.

В соответствии с годовым планированием проведен контроль за преподаванием индивидуальных, групповых занятий и элективных курсов.

VIII. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения

Заместителем директора проводится работа по предпрофильной подготовке. Разработан и утвержден план реализации системы предпрофильной подготовки учащихся. Проведены ученические и родительские собрания, на которых участники образовательного процесса были проинформированы о целях, содержании и организации предпрофильной подготовки. Совместно с методическим советом проведены занятия с учителями-предметниками по разработке и утверждению программ курсов по выбору, определены объемы учебных часов на предпрофильную подготовку и списки учащихся.

На пропедевтическом этапе осуществлялась презентация курсов по выбору, проводилась предварительная диагностика учащихся. На основном этапе предусматривалось прохождение учащимися курсов по выбору, организовались процедуры психолого-педагогической диагностики и самодиагностики. Проведены анкетирования, сделан анализ. На завершающем этапе выстроен итоговый образовательный рейтинг выпускника основной школы как объективной основы для комплектования старших (профильных классов).

Содержание, форма организации курсов ориентированы на расширение знаний ученика по предмету и на самоопределение ученика относительно профиля обучения в 10–11-х классах.

IХ. Школа молодого учителя

Работа в данном направлении велась по утвержденному плану. Разработано положение о Школе молодого учителя, план работы наставника, где определены мероприятия и ответственные за их проведение, разработана карта молодого специалиста, определены параметры оценки.

Чтобы выявить творческий потенциал и содействовать дальнейшему профессиональному росту, молодым специалистам предложено заполнить лист самооценки. Он позволяет объективно оценить профессиональный рост молодого учителя и вновь прибывших педагогов. Также были заполнены анкеты самоанализа педагогической деятельности и карточки повышения квалификации.

План работы педагога-наставника с молодым специалистом на ___________________ учебный год

Сведения о молодом специалисте

Сведения о педагоге-наставнике


Мероприятия по планированию, организации и содержанию деятельности наставника с молодым педагогом

Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста в рамках требований ГОСО.

Задачи:

  • оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровней организации учебно-воспитательного процесса;
  • создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
  • развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

Х. Участие в предметных олимпиадах, творческих конкурсах

Мониторинг участия учителей в конкурсах, олимпиадах, мероприятиях за 2020/2021 учебный год

Выводы


Рекомендации


Приоритетные направления научно-методической работы на будущий учебный год

Повышение квалификации и педагогического мастерства, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала учащимися школы на всех ступенях обучения будут достигаться за счет

  • работы с молодыми и вновь прибывшими педагогами по повышению их профессионального уровня;
  • экспериментальной и инновационной работы;
  • работы с одаренными детьми;
  • создания имиджа школы;
  • сплочения педагогического коллектива, повышения педагогического мастерства и транслирования передового опыта;
  • внедрения новых педагогических технологий каждым учителем школы;
  • работы по предпрофильному обучению;
  • внедрения ИКТ в образовательный процесс.


№5, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Подготовить отчет, посетить заседания МО, сдать документы в архив и другие дела в циклограмме зам. директора на май

В мае вы готовите аналитические отчеты по итогам работы за год и начинаете планировать и ставить задачи на новый учебный год. Придерживайтесь графика, чтобы успеть подготовить все документы.

Подведите итоги. В течение месяца посетите уроки учителей-предметников. Проанализируйте, насколько вопросы и задания, которые подобрал учитель, дают возможность объективно выявить уровень подготовки и развития школьников, и в какой мере ученики владеют знаниями, умениями и навыками.

По составленному графику посетите заседания методических объединений. Проконтролируйте, как учителя выполняют учебную программу, соответствует ли учебно-методическое обеспечение стандартам образования. По итогам заседаний сделайте вывод о качестве методической работы за текущий учебный год.

Анализ каждого направления работы проводите в сравнении с показателями последних трех лет. Это позволит проследить динамику развития учащихся, роста профессиональной квалификации учителей, успешность выполнения основных задач школы. Другими словами, поможет понять, насколько эффективно идет работа, и выявит недостатки. Если каждый педагог понимает, чем его деятельность в текущем учебном году отличается от работы предыдущих лет, он сможет правильно выстроить свою деятельность в дальнейшем. Это очень важно для мотивации самообразования и критичной самооценки.

Оформите документы. До 10-го числа сформируйте списки учителей, которым нужно пройти курсы повышения квалификации, и оформите заявку. К концу месяца подготовьте отчет об экспериментальной деятельности в школе, оформите информационно-аналитические документы и сдайте соответствующую документацию в архив.

Держите на контроле. Совместно с классными руководителями и учителями-предметниками отслеживайте результаты итоговой аттестации. Проверьте, как учителя проводят консультации по подготовке к экзаменам.
 

Циклограмма работы заместителя директора по НМР на май

№5, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Итоговый педсовет и два методических совета в вашей циклограмме работы на май

В мае проверьте, как воспитатели соблюдают режим утренней гимнастики. Для этого проведите оперативный контроль во всех возрастных группах.

Проверьте готовность прогулочных участков к летнему сезону. Подведите итоги контроля в конце месяца и подготовьте рекомендации для воспитателей.

Работа с педагогами. Проведите итоговый педсовет № 5. На нем подведите итоги педагогической работы за 2020/2021 учебный год.

Запланируйте совещание при заведующем с воспитателями младших групп и групп для детей раннего возраста. Обсудите результаты итогового мониторинга уровня развития детей. Определите воспитанников, которые испытывают трудности в освоении образовательной программы.

Проведите заседание Школы молодого педагога. Предложите молодым педагогам провести презентации «Я и мои воспитанники». Обсудите их достижения. Подготовьте консультацию для воспитателей по теме «Проблема составления аналитических отчетов».

В этом месяце у вас два заседания методического совета: по итоговым показателям мониторинга развития навыков и умений детей и по анализу работы МС за год.

Работа в методическом кабинете. Проведите анализ отчетов педагогов о работе с дошкольниками за учебный год. Соберите данные, чтобы подготовить итоговый аналитический отчет о педагогической работе в детском саду. Оформите справку по итогам тематического контроля. Проанализируйте анкеты педагогов и родителей. Составьте план летней оздоровительной работы и рассмотрите его на педсовете в конце месяца.
 

Циклограмма работы методиста (примерная) на май 2020/2021 учебного года